Департамент аграрной политики
Воронежской области

Нормативно-правовые акты и мероприятия подпрограммы 7 «Устойчивое развитие сельских территорий Воронежской области
на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка»

Основные нормативно-правовые акты:

1) Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»;
2) Постановление Правительства Воронежской области от 13.12.2013 № 1088 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка»;
3) Постановление Правительства Воронежской области от 27.05.2016 № 353 «Об утверждении перечня сельских населенных пунктов и рабочих поселков, входящих в состав городских округов, городских поселений Воронежской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции»;
4) Постановление Администрации Воронежской области от 18.01.2008 № 25 «Об утверждении порядка предоставления, расходования и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов»;
5) Приказ департамента аграрной политики Воронежской области от 27.02.2014 № 30 «О порядке формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности»;
6) Приказ департамента аграрной политики Воронежской области от 07.12.2016 № 60-01-04/172 «Об утверждении стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Воронежской области на 2017 год, используемой для расчета размера социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья»;
7) Приказ департамента аграрной политики Воронежской области от 25.02.2016 № 60-01-04/19 «Об утверждении форм соглашений» (с приложением);
8) Информационно-методическое издание «Рекомендации по применению механизма грантовой поддержки местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности» (ФГБНУ «Росинформагротех», 2016 год, 88 с.).

Мероприятия подпрограммы 7
«Устойчивое развитие сельских территорий Воронежской области
на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

Реализация подпрограммы 7 «Устойчивое развитие сельских территорий Воронежской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 13.12.2013 № 1088 (далее – Подпрограмма 7), направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей:
- создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
- стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
- содействие созданию новых (включая высокотехнологичные) рабочих мест в сельской местности;
- активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;
- формирование у граждан позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Достижение целей подпрограммы осуществляется с учетом следующих подходов:
- комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования муниципальных районов и генеральными планами поселений и городских округов);
- обустройство объектами социальной, инженерной инфраструктуры и автомобильными дорогами общего пользования населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса;
- использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий подпрограммы, включая средства населения и организаций.
В подпрограмме под инвестиционным проектом в сфере агропромышленного комплекса понимается осуществление сельскохозяйственным товаропроизводителем капитальных вложений, связанных со строительством (реконструкцией, модернизацией) объектов сельскохозяйственного назначения, объектов переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, приобретением сельскохозяйственных животных, техники и оборудования, в результате чего создаются высокотехнологичные рабочие места.
Для достижения целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации подпрограммы предусматривается решение следующих задач:
- удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
- повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной, инженерной инфраструктуры и автомобильными дорогами общего пользования;
- концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной, инженерной инфраструктуры и автомобильными дорогами общего пользования населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса;
- грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее – ФЦП), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, Подпрограммы 7 «Устойчивое развитие сельских территорий Воронежской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка» реализуются мероприятия, направленные на устойчивое развитие сельских территорий:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе;
- комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной, инженерной инфраструктуры, в том числе развитие в сельской местности сети общеобразовательных организаций, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурно-досугового типа, развитие в сельской местности газификации, водоснабжения, объектами строительства и реконструкции автомобильных дорог, реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности;
- грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Под сельскими территориями (сельской местностью) в ФЦП понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории Воронежской области утвержден постановлением Правительства Воронежской области от 27.05.2016 № 353 «Об утверждении перечня сельских населенных пунктов и рабочих поселков, входящих в состав городских округов, городских поселений Воронежской области, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции».

Основное мероприятие 1 «Улучшение жилищных условий граждан,
проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей
и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе» Подпрограммы 7

В рамках данного основного мероприятия осуществляется государственная поддержка в виде предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе.
Улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляется путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального, областного и местных бюджетов на строительство и приобретение жилья в сельской местности.
Согласно ФЦП право на получение социальной выплаты имеют:
1) гражданин при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала;
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
2) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
б) постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
в) признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
г) наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств;
3) молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
б) постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
в) признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных;
г) наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств.
Граждане, в том числе молодые семьи и молодые специалисты, имеющие право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, представляют в администрацию муниципального района (городского округа) заявление по форме, установленной ФЦП, с приложением документов, указанных в приказе департамента аграрной политики Воронежской области от 27.02.2014 № 30 «О порядке формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности».
На основании списков и документов, представленных администрациями муниципальных районов (городского округа), с учетом объема субсидий, предусмотренных в областном бюджете департамента аграрной политики Воронежской области, формируются и утверждаются сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий:
1. граждан, проживающих и работающих в сельской местности, с учетом следующей очередности:
а) граждане, работающие в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) граждане, работающие в социальной сфере в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) граждане, работающие в агропромышленном комплексе в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
г) граждане, работающие в социальной сфере в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
д) граждане, осуществляющие трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
е) граждане, осуществляющие трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
2. молодых семей и молодых специалистов с учетом следующей очередности:
а) молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание работать в агропромышленном комплексе и улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание работать в социальной сфере и улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) молодые семьи и молодые специалисты, постоянно проживающие в сельской местности и работающие в агропромышленном комплексе, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
г) молодые семьи и молодые специалисты, постоянно проживающие в сельской местности и работающие в социальной сфере, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
д) молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание работать в агропромышленном комплексе и улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
е) молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание работать в социальной сфере и улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
ж) молодые семьи и молодые специалисты, постоянно проживающие в сельской местности и работающие в агропромышленном комплексе, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
з) молодые семьи и молодые специалисты, постоянно проживающие в сельской местности и работающие в социальной сфере, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.

Основное мероприятие 2 «Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной, инженерной инфраструктуры и автомобильными дорогами общего пользования» Подпрограммы 7

В рамках данного основного мероприятия осуществляется государственная поддержка в виде предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Воронежской области на создание объектов муниципальной собственности социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры, по следующим направлениям:
- на развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
- на развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
- на развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
- на развитие водоснабжения в сельской местности;
- на развитие электроснабжения в сельской местности;
- на развитие газоснабжения в сельской местности;
- на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под комплексную жилищную застройку в сельской местности;
- на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, ведущих к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Государственная поддержка мероприятия по развитию сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики осуществляется из средств областного бюджета.
Проекты комплексной застройки должны реализовываться в местах ускоренного развития агропромышленного комплекса, в том числе на территории реализуемых инвестиционных проектов, с привлечением молодых специалистов, обладающих знаниями в области современных технологий агропромышленного производства.
Формирование перечня объектов по направлениям Основного мероприятия 2 Подпрограммы 7 осуществляется департаментом аграрной политики Воронежской области и носит заявительный характер. Бюджетные заявки по реализации мероприятий Подпрограммы 7 принимаются от администраций муниципальных районов Воронежской области в соответствии с постановлением Администрации Воронежской области от 18.01.2008 № 25 «Об утверждении порядка предоставления, расходования и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов»:
1) Муниципальные образования представляют заявки на получение субсидий ежегодно в сроки, устанавливаемые правовым актом правительства Воронежской области о разработке проекта закона Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый период, по формам, установленным департаментом экономического развития Воронежской области;
2) По вновь начинаемым объектам капитального строительства и объектам недвижимого имущества:
К заявке должны быть приложены (на магнитном и бумажном носителях):
а) пояснительная записка с расчетами и обоснованиями необходимости строительства, реконструкции по каждому объекту капитального строительства;
б) копия положительного сводного заключения государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию по объектам капитального строительства, в отношении которых проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации;
в) документы об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) титульные списки вновь начинаемых объектов капитального строительства;
д) письменное обязательство муниципального образования по финансированию объекта капитального строительства в течение срока его финансирования из средств бюджета муниципального образования (муниципального района, поселения);
е) документы, подтверждающие направление других средств на финансирование объекта капитального строительства (при долевом финансировании);
ж) расчет экономического, бюджетного, социального, финансового эффекта от строительства (реконструкции) объектов по методике, утвержденной департаментом экономического развития Воронежской области;
з) расчет оценки эксплуатационных расходов будущих периодов в соответствии с действующими нормативами.
3 По переходящим объектам капитального строительства:
К заявке должны быть приложены (на магнитном и бумажном носителях):
а) пояснительная записка с информацией о заключенных контрактах, техническом состоянии и строительной готовности объекта капитального строительства;
б) титульные списки переходящих объектов капитального строительства;
в) письменное обязательство муниципального образования по финансированию объекта капитального строительства на планируемый период из средств бюджета муниципального образования (муниципального района, поселения);
г) документы, подтверждающие направление других средств на финансирование объектов капитального строительства (при долевом финансировании);
д) уточненный расчет экономического, бюджетного, социального, финансового эффекта от строительства (реконструкции) объектов по методике, утвержденной департаментом экономического развития Воронежской области;
е) уточненный расчет оценки эксплуатационных расходов будущих периодов в соответствии с действующими нормативами».
Кроме того, для реализации мероприятий Подпрограммы 7 обязательна информация:
 о реализации инвестиционного проекта на территории муниципального района (сельского поселения), включающая в себя:
- наименование инвестора;
- наименование инвестиционного проекта;
- сроки реализации инвестиционного проекта;
- стоимость проекта;
- количество созданных рабочих мест и планируемых к созданию.
 наличие в муниципальной программе мероприятий, предусмотренных в Подпрограмме 7 и направленных на создание благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности для реализации инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса;
Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального или межрегионального значения, ведущих к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции осуществляется за счет средств федерального и областного бюджета.
К общественно значимым объектам сельских населенных пунктов относятся здания обособленного подразделения организации почтовой связи, здания органа государственной власти или органа местного самоуправления либо иные расположенные в сельском населенном пункте здания или сооружения, в которых расположены школа, детский сад, больница, поликлиника или фельдшерско-акушерский пункт, а также объекты торговли.
К объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции относятся здания, строения и сооружения, используемые для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, ведущих к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции установлен приложением № 2 к Подпрограмме 7.
Отбор муниципальных районов для предоставления субсидий на мероприятие по строительству и реконструкции автомобильных дорог осуществляется департаментом транспорта и автомобильных дорог Воронежской области - исполнителем государственной программы, на основании представленных муниципальными районами заявок.

Основное мероприятие 3 «Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности» Подпрограммы 7

Решение задачи по созданию условий для устойчивого развития сельских территорий предполагает активизацию граждан, проживающих на этих территориях, формирование установки на социальную активность и мобильность сельского населения.
Средства государственной поддержки предоставляются на реализацию проектов, отобранных по следующим приоритетным направлениям:
- создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;
- сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников;
- поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел.
Размер гранта определяется с учетом стоимости проекта, не превышающей 2 млн. рублей.
Размер гранта не может превышать 60 процентов общей стоимости проекта. Финансовое обеспечение оставшейся части стоимости проекта осуществляется за счет средств местного бюджета, а также обязательного вклада граждан и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в реализацию проекта в различных формах (денежные средства, трудовое участие, предоставление помещений, технических средств и др.).
Проект, получивший грант, должен быть реализован в течение 12 месяцев с момента получения гранта.

Презентация Министерства сельского хозяйства «О грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности»