Диагностика апраксии у детей с аутизмом
Помните о том, что диагностика апраксии речи у ребенка с аутизмом может быть особенно затруднительной. Такая диагностика потребует нескольких занятий, в противном случае, ребенок может слишком сильно устать. Обычно мы очень осторожны при диагностике детей слишком маленького возраста и имеющих серьезные нарушения развития, так как они могут отказываться от сотрудничества при выполнении множества задач во время обследования. Как правило, нам нужно, чтобы у ребенка была хоть какая-то речь, чтобы мы смогли услышать и увидеть симптомы апраксии.
Для нас также важно оценить, как ребенок будет реагировать на разные методики. Например, ребенок сможет имитировать движения по просьбе? Нас особенно интересует, будет ли ребенок внимательно слушать, пока терапевт будет моделировать движения ртом? Ответы на эти вопросы очень важны для составления программы терапии для ребенка с апраксией и аутизмом
Паралич, парез, гемипарез, парапарез, монопарез
Мы занимаемся лечением параличей, парезов, гемипарезов, парапарезов, монопарезов. В первую очередь, речь идет о поиске и лечении причины пареза (паралича). Это основное условие успеха. По мере регенерации нервной системы возобновляется подчиненность мышц сигналам, исходящим из головного и спинного мозга и симптомы паралича постепенно ослабевают. Мы применяем хорошо зарекомендовавшие себя методики лечения пареза (паралича), многие из которых Вы сможете выполнять самостоятельно на дому. Это
- магнитная стимуляция,
- электромиостимуляция,
- гимнастика, массаж,
- различные психотехники для самостоятельного применения при лечении паралича.
Паралич, парез – это состояние слабости тех или иных групп мышц, связанное с отключением мышц от нервной системы. Причиной паралича, пареза может быть страдание головного, спинного мозга или периферических нервов, с утратой способности передавать нервные импульсы от мозга к мышцам.
Парез – это паралич конечностей различной степени выраженности. Степень пареза (паралича) определяется в баллах:
- 0 баллов — произвольные движения отсутствуют. Полная плегия (иначе “паралич”)
- 1 балл — степень пареза, когда сокращения мышц присутствуют, но практически незаметны, движения в суставах нет
- 2 балла — движения возможны в горизонтальной плоскости (не требуется противодействия силе тяжести), движения в суставе стеснены
- 3 балла — движение в суставе значительно стеснено, но мышцы противодействуют силе тяжести (конечность можно поднять).
- 4 балла — объемы движения полные, но сила мышц заметно снижена
- 5 баллов — объем движения полный, сила мышц нормальная, полноценная.
Гемипарез (гемиплегия) – это ослабление мышечного тонуса в одной (правой или левой) половине тела. Соответственно различают правосторонний и левосторонний гемипарез конечностей.
Верхний парапарез (верхняя параплегия) – это мышечная слабость или потеря функций верхних конечностей.
Нижний парапарез (нижняя параплегия) – проявляется в виде слабости или утраты функции мышц нижних конечностей.
Монопарез (моноплегия) – это слабость мышц одной из конечностей.
Вялый парез (паралич) – это состояние патологической расслабленности мышц, без их напряжения или укорочения.
Спастический парез (паралич) – это сочетание слабости движений в конечности с одновременным непроизвольным напряжением мышц.
Возбуждение передается мышцам от головного мозга по «двухэтажному» двигательному пути:
Верхний этаж двигательного пути- головной мозг, оттуда нервный импульс отправляется к спинному мозгу. При поражении головного мозга возникает центральный парез (паралич). Для него характерно:
- слабость конечностей,
- постепенное нарастание спастичности пострадавших конечностей.
Нижний этаж двигательного пути находится в спинном мозге. От спинного мозга возбуждение передается на периферические нервы, обеспечивающие движения мышц. С поражением нижнего этажа двигательного пути связан периферический парез (паралич). Такой паралич характеризуется:
- слабостью и похуданием мышц пострадавших конечностей
- непроизвольные сокращения мышц.
Диагностика
- жалобы на чувство «толчков» в грудной клетке, частого сердцебиения;
- сильный и очень частый пульс (до 150 ударов в минуту);
- бледность лица пациента;
- сердечный ритм ускорен;
- аускультация: тоны сердца четкие, «хлопающий» тон 1, слабо слышимый тон 2;
- измерение АД: снижение «верхнего» (систолического) давления (если явных изменений миокарда нет) или гипотония (после перенесенного ИМ, при ИБС и СН, и т.д.).
- синусовые ПТ не вызывают изменений кривой ЭКГ, но заметно сильное сокращение интервалов T-P (диастолы) и укорочение продолжительности систолической фазы;
- реципрокные предсердные ПТ отличаются изменением, иногда — инверсией зубца Р, удлинением интервала P-R;
- очаговая пароксизма предсердий характеризуется непостоянными ЭКГ-признаками, изменением и иногда — слиянием зубца Р с Т;
- АВ-ПТ зачастую дает узкокомплексную тахикардию при отсутствии Р-зубца;
- при желудочковой ПТ комплекс QRS становится широким, пропадает зубец Р.
- УЗИ сердца. Позволяет обнаружить очаги кардиосклероза, поражения клапанов сердца, воспаление;
- коронарография. Информативна при атеросклерозе и стенотических изменениях коронарных сосудов сердца, нарушении их проходимости;
- МРТ. Наиболее точный и информативный вид диагностики органической патологии сердца. Позволяет узнать точный размер, структуру и местоположение патологического очага.
Патогенез
Механизм формирования организованных во времени и пространстве сложных движений находится в стадии изучения. Известно, что нейрофизиологическую основу последовательных действий обеспечивает широкая сеть межнейрональных контактов различных анатомо-функциональных зон обоих полушарий. Содружественная работа всех отделов системы необходима для выполнения давно отработанных и новых действий. Преимущественная роль доминантного полушария наблюдается при осуществлении сложно организованных движений, направленных на решение новой задачи, лежащей вне привычного поведения. Апраксия возникает при нарушении функции отдельных участков системы под действием указанных выше этиологических факторов. Сложная организация системы праксиса, вхождение в неё различных церебральных структур обеспечивает широкую вариативность клинической картины, существование многочисленных видов апраксии.
Особенности речи детей с вербальной диспраксией
Поговорим подробнее об артикуляционной диспраксии. Это один из видов недоразвития речи. Состояние характеризуется нарушениями произносительной функции из-за паралича артикуляционного аппарата.
При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи:
- искажение фонетических характеристик звуков;
- замены фонем;
- отсутствие автоматизации звуков;
- пропуски согласных и гласных звуков;
- перестановки слогов;
- смешение освоенных фонем;
- лексико-грамматические нарушения;
- сложность в построении фраз, предложений.
Вербальная диспраксия отличается от дизартрии и моторной алалии по многим показателям. Эти заболевания не стоит путать, поскольку подход к коррекции нарушений разный.
Отличия от дизартрии
Артикуляционная диспраксия отличается от дизартрии следующим:
- Ребенок ищет артикуляционную позу
- Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью
- Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. При условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще.
Отличия от моторной алалии
Оральная диспраксия имеет следующие отличительные признаки:
- богатый словарный запас;
- правильное грамматическое оформление предложений, фраз;
- относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний;
- способность играть со словами, например, составлять рифмы.
Другие формы агнозии
Другие формы агнозии:
- Астереогнозия, когда пациент не распознает ручные предметы;
- Самодиагностика, когда пациент не может правильно распознать и назвать части собственного тела или тела других людей. Обычно последний симптом является частью более широкого синдрома, известного как расстройство схемы тела;
- Анозогнозия заключается в том, что пациент не осознает, что у него есть неврологический симптом, например, гемипарез, амблиопия.
Все вышеупомянутые симптомы могут появляться как элементы паралича, гемипареза, гематомы или повреждения головного мозга. Как правило, точно определить, какие участки мозга подвержены, можно рассмотрев снимки головного мозга. Например, при анозогнозии имеется повреждение (ишемия, разрушение) коры правого полушария головного мозга.
Презентация
Апраксия речи (АОС) — нейрогенное расстройство общения влияет на систему моторного программирования для производства речи. Люди с AOS демонстрируют трудности с речью, особенно с последовательностью и формированием звуков. Модель Levelt описывает процесс производства речи в следующих трех последовательных стадиях: концептуализация, формулировка и артикуляция. Согласно модели Левелта, апраксия речи попадает в артикуляционную область. Человек не страдает от языковой недостаточности, но испытывает трудности с воспроизведением речи на слух. Примечательно, что эта трудность ограничивается вокальной речью и не влияет на производство жестового языка. Человек точно знает, что он хочет сказать, но есть нарушение в той части мозга, которая посылает сигнал мышце для определенного движения. Лица с приобретенным AOS демонстрируют отличительные характеристики артикуляция и просодия (ритм, ударение или интонация) ошибки. Сосуществующие характеристики могут включать в себя нащупывание и трудоемкое воспроизведение речи с самокоррекцией, трудности с началом речи, аномальное напряжение, интонационные и ритмические ошибки и несогласованность с артикуляцией.
Wertz et al. (1984) описывают следующие пять речевых характеристик, которые может проявлять человек с апраксией речи:
- Метод проб и ошибок при поиске
- Нащупывание — это когда рот ищет положение, необходимое для создания звука. Когда происходит этот процесс проб и ошибок, звуки могут длиться дольше, повторяться или озвучиваться беззвучно. В некоторых случаях человек, страдающий АОС, может быть способен издавать определенные звуки самостоятельно, легко и бессознательно, но когда другой побуждает произвести тот же звук, пациент может нащупывать свои губы, используя волевой контроль (сознательное осознавание попытки произнести речь. движений), пытаясь произвести звук.
- Самостоятельное исправление ошибок
- Пациенты знают о своих речевых ошибках и могут попытаться исправить себя. Это может включать искаженные согласные, гласные и звуковые замены. Люди с AOS часто гораздо лучше понимают речь, чем могут выразить. Эта восприимчивая способность позволяет им делать попытки самокоррекции.
- Аномальный ритм, ударение и интонация
- У пациентов с АОС наблюдаются просодические ошибки, в том числе неправильная высота звука, частота и ритм. Эта нарушенная просодия делает их речь слишком медленной или слишком быстрой и сильно сегментированной (много пауз). Спикер AOS также неправильно и монотонно подчеркивает слоги. В результате речь часто называют «роботизированной». Когда слова производятся монотонно с одинаковым силлабическим ударением, такое слово, как «тектонический», может звучать как «tec-ton-ic», а не «tec-TON-ic». Эти паттерны возникают, даже если говорящие знают просодические паттерны, которые следует использовать.
- Несогласованные ошибки артикуляции при повторяющемся воспроизведении одного и того же высказывания
- При воспроизведении одного и того же высказывания в разных случаях человеку с AOS может быть трудно использовать и поддерживать ту же артикуляцию, которая ранее использовалась для этого высказывания. В некоторые дни у людей с AOS может быть больше ошибок или может показаться, что они «теряют» способность издавать определенные звуки на некоторое время. Артикуляция также становится более сложной, когда слово или фраза требует корректировки артикуляции, при которой губы и язык должны двигаться, чтобы переключаться между звуками. Например, для слова «ребенок» требуется меньше приспособлений для рта, чем для слова «собака», поскольку для произнесения слова «собака» требуется два движения языка / губ для артикуляции.
- Затруднения при начале произнесения
- Выражение речи становится сложной задачей для пациентов с АОС, что приводит к различным речевым ошибкам. Ошибки при завершении жеста речевого движения могут увеличиваться по мере увеличения длины высказывания. Поскольку многосложные слова сложны, те, у кого есть AOS, используют простые слоги и ограниченный диапазон согласных и гласных.
Клиническая картина
Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:
- отсутствие лепетания;
- ребенок поздно начинает говорить;
- ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
- замена фонем или пропуск сложных для произношения.
После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение. В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты. Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.
В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.
Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи. Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.
Различия течения патологии у взрослых и детей
Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко. В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз. Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.
Апраксия речи считается моторным нарушением речи
На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима. Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А
Р. Лурия):
Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):
- кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
- кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
- пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
- регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.
Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс. Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий. Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.
Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва. Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки. Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.
Исследование
Многие исследователи изучают особенности апраксии речи и наиболее эффективные методы лечения. Ниже приведены несколько недавних открытий:
Обработка звукового производства: Артикуляционно-кинематические методы лечения имеют убедительные доказательства их использования при лечении приобретенной апраксии речи. Эти методы лечения используют облегчение движений, позиционирования, выбора времени и артикуляции для улучшения речи. Обработка звукоизвлечения (SPT) — это артикуляционно-кинематическая обработка, которая получила больше исследований, чем многие другие методы. Он сочетает в себе моделирование, повторение, минимальный парный контраст, интегральную стимуляцию, артикуляционную расстановку реплик и вербальную обратную связь. Он был разработан для улучшения артикуляции целевых звуков в середине 1990-х годов. SPT показывает последовательное улучшение обученных звуков в обученных и нетренированных словах. Наилучшие результаты достигаются при использовании восьми-десяти экземпляров целевого звука, что способствует обобщению до необученных образцов обученных звуков. Кроме того, поддерживающие эффекты наиболее сильны через 1-2 месяца после лечения, когда звуки достигают высокой точности во время лечения. Следовательно, прекращение лечения не должно определяться критериями эффективности и не количеством сеансов, которые клиент завершил, чтобы иметь наибольший долгосрочный эффект. Хотя есть много частей SPT, которые требуют дальнейшего изучения, можно ожидать, что он улучшит производство целевых звуков для динамиков с апраксией речи.
Повторная практика и процедуры для контроля скорости / ритма: Исследование Джули Вамбау сосредоточено на клинически применимых методах лечения приобретенной апраксии речи. Недавно она опубликовала статью, в которой изучается влияние повторной практики и контроля скорости / ритма на точность воспроизведения звука. Вамба и его коллеги изучили эффекты такого лечения у 10 человек с приобретенной апраксией речи. Результаты показывают, что повторное практическое лечение приводит к значительному улучшению артикуляции у большинства клиентов. Кроме того, контроль скорости / ритма помог одним клиентам, но не другим. Таким образом, включение повторной практики лечения в терапию, вероятно, поможет людям с АОС.
Кокрановский обзор 2018 года показал, что при интенсивном применении как NDP-3, так и ReST могут улучшить точность слов у детей в возрасте от 4 до 12 лет с CAS.
Симптомы апраксии
Клиническая картина специфична, однако в некоторых случаях остается незамеченной или не доставляет ярко выраженного дискомфорта. Часто проблема обнаруживается во время осуществления специального неврологического обследования.
Кинетическая апраксия (как и другие разновидности) может иметь такие внешние проявления:
- сложность в воспроизведении последовательных манипуляций;
- трудности выполнения движений, требующих пространственного ориентирования;
- скованность двигательных операций;
- ходьба мелкими шажками;
- затруднение процесса одевания;
- невнятность речи;
- отсутствие возможности управлять движениями языка и губ;
- нарушение временной и пространственной ориентировки;
- проблемы с открыванием или закрыванием глаз;
- невозможность длительной зрительной фиксации на одном объекте;
- устойчивое воспроизведение отдельных элементов двигательной операции.
Кроме специфических симптомов, идеомоторная апраксия (аналогично другим разновидностям) выражается такими аномалиями:
- раздражительность;
- эмоциональная неустойчивость;
- агрессия;
- склонность к депрессивному состоянию.
При первом возникновении признаков нарушения у ребенка или взрослого следует как можно скорее пройти консультацию у невролога.
Симптомы апраксии
Прошлое столетие ознаменовано открытием моторных областей мозговой коры. Это привнесло в неврологию совершенно новое понятие – апраксия. Хотя считается первое упоминание о ней датировано 1871 годом. Сегодня большинству человеческих субъектов неизвестно понятие апраксия, что это такое. Среднестатистический индивид не ведает, что собой представляет описываемая хворь и как именно она проявляется. Описываемое отклонение нельзя относить к самостоятельному недугу. Оно скорее является вторичным проявлением иных патологий.
Основными признаками рассматриваемого нарушения считается неспособность регулировать двигательные акты лицевой мускулатуры, выполнять точные движения, невозможность скопировать, иногда нарисовать элементарные фигуры, использовать инструменты надлежащим образом, неспособность надеть элементы гардероба.
Апраксия ходьбы часто определяется следующими специфическими признаками: чрезмерной сутулостью, шаркающей походкой, внезапной остановкой, невозможностью перешагнуть препятствие. При этом индивиды нередко не осознают собственное нездоровое состояние. Иногда признаки рассматриваемого отклонения могут не беспокоить субъектов, обнаруживаясь лишь при проведении специфических неврологических исследований.
Итак, симптомы апраксии проявляются в следующем:
— сложностями в воспроизведении последовательных манипуляций по команде, больные зачастую не помнят последовательность некоторых действий;
— трудностями при совершении двигательных операций, требующих пространственного ориентирования, у больных изменяется соотношение пространства с собственными действиями (пространственная апраксия);
— ходьбой маленькими шажками, скованной поступью;
— затруднением процесса одевания;
— двигательными персеверациями, выражающимися в устойчивом воспроизведении отдельных элементов двигательной операции и заклиниванием на нем (кинестетическая апраксия);
— затруднением при открытии глаз.
Симптомы проктита
Все симптомы воспаления прямой кишки можно разделить на местные признаки воспаления прямой кишки и общие (реакция всего организма на воспаление).
Местные симптомы воспаления прямой кишки:
- дискомфорт, чувство переполненности в прямой кишке;
- постоянное стремление к дефекации;
- анальный зуд и боль в области прямой кишки, усиливающая при опорожнении кишечника;
- боли в левой части живота, судороги;
- слизистые и гнойные выделения из заднего прохода, могут быть с кровью;
- боль в области промежности, отдающая в поясницу и половые органы;
- диарея или запор;
- недержание кала (см. недержание сфинктера).
Общие симптомы проктита могут быть следующими:
- повышение температуры тела;
- анемия, слабость, упадок сил;
- внезапное похудение;
- потеря аппетита;
- боль в суставах;
- сыпь на коже;
- воспаление, покраснение глаз, слезоточивость;
- депрессия или частые смены настроения.
Другие статьи по теме:
- Амбулаторно-диагностические
- Афазия
- Реабилитационные программы
- Афферентная и эфферентная моторная афазия
*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.
Диагностика
Необходимо проводить дифференциальную диагностику между апраксией, парезами и параличами.
Для постановки диагноза апраксии врач невролог проводит тестирование двигательно-кинестической функций, использует неврологическое обследование и специальные психоневрологические пробы. Для уточнения локализации участка поражения при заболеваниях головного мозга необходимо проведение КТ и ЯМР. Невролог дает указания больному сделать несколько заданий, которые включают в себя несколько последовательных движений, в том числе и повторение действий врача.
Невролог предлагает пациенту выполнить несколько указанных действий: расчесать волосы, взять кружку в руки и попить воды из нее, написать несколько слов и так далее. После этого пациент совершает различные действия с реальным или воображаемым предметом (положить книгу в шкаф, почистить одежду).