Причины нарушения памяти

Как снизить риск нарушения памяти при новой коронавирусной инфекции

После перенесённой коронавирусной инфекции нужно пройти полное обследование. Лечение отталкивается от обнаруженной патологии и значительно отличается даже для людей, одинаково переболевших в одно время.

Комментарий Разиной Е. Е., врача детского невролога, эпилептолога, врача функциональной диагностики, ведущего специалиста клиники «Семейный доктор»

«У каждого третьего пациента, перенесшего Covid-19, появляются неврологические симптомы: головокружение, головная боль, когнитивные расстройства. Поэтому в первую очередь необходимо медикаментозное реабилитационное лечение, направленное на восстановление нормальной работы головного мозга: сосудистую и ноотропную терапию.

Параллельно с ноотропной терапией рекомендуются:

  • полноценный сон
  • умеренная физическая активность
  • исключение стрессов
  • приём витаминно-минеральных комплексов с повышенным содержанием витаминов группы В, магния, цинка
  • активное общение.


Старайтесь чаще созваниваться с родственниками, друзьями, участвовать в развлекательных мероприятиях. Начните изучать иностранный язык, читайте книги, учите стихи, составляйте заранее маршруты прогулок, держите их в голове».

Не стоит забывать о полноценном питании, употреблении достаточного количества жидкости – до 2–3 литров в сутки. Необходимо гармонизировать режим труда и отдыха, избегать физического, психического перенапряжения.

Как ещё улучшить память

Кроме перечисленных упражнений, есть факторы, которые благотворно скажутся на работе мозга в целом, а, значит, на внимательности, памяти и ясности мысли.

Режим сна и бодрствования

Для активности мозга важно спать 7–8 часов. За это время он успевает укрепить нужные связи между нейронами и разрушить те, которые уже не понадобятся

Постройте режим таким образом, чтобы мозг получил достаточно времени для «наведения порядка».

Прогулки

Старайтесь ежедневно гулять, чтобы обеспечить мозг кислородом

Это очень важно для его работы

С другой стороны, на прогулках вы сможете тренировать внимание, наблюдая за окружающими и прокладывая новые маршруты

Физические упражнения

Ненавидели физкультуру в школе? Зря! Физическая активность усиливает кровообращение: мозг быстрее получает питание и насыщается кислородом, а, значит, может работать дольше и продуктивнее.

Правильное питание

Правильное питание влияет не только на здоровье в целом, но и на мозг в частности. Жиры и витамины, которые содержатся, например, в орехах, овощах и красной рыбе, помогают мозгу справляться с нагрузками.

Когнитивная нагрузка

Развитию мышления и памяти способствует также разгадывание кроссвордов и головоломок. Попробуйте заняться этим в транспорте или во время обеденного перерыва.

Регулярные тренировки

Вы уже не раз слышали о том, что любые упражнения необходимо выполнять регулярно. Заставляя свою память работать каждый день, вы помогаете мозгу перестроиться и привыкнуть к нагрузке. Без этого изменения не наступят.

Уделяйте внимание своему здоровью, работайте над развитием памяти и мышления и регулярно увеличивайте нагрузку. Если вы уже привыкли к когнитивным тренировкам, то обязательно изучите специальные инструменты развития памяти

Об одном из них вы узнаете из этого видео.

Виды нарушения осанки у детей

Врачи прибегают к следующей классификации искажений:

  • Нарушения в сагиттальной плоскости – неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. К ним относятся сглаживание или увеличение позвоночных изгибов, увеличенные или уменьшенные поясничные лордозы, грудные кифозы (круглая или плоская спина, сутулость).
  • Нарушения во фронтальной плоскости – асимметричное расположение половин туловища.

Специалисты также выделяют три степени тяжести искривления:

Первая степень – осанка незначительно изменена, патологию легко устранить, просто сконцентрировав внимание ребенка на правильном положении тела.

Вторая степень – более выраженные деформации, которые лечат с помощью разгрузки позвоночника.

Третья степень – тяжелые искажения, которые требуют комплексного длительного лечения.

Источники

  1. МЗ РФ. Клинические рекомендации. Когнитивные расстройства у лиц пожилого и старческого возраста.
  2. Фармакотерапия в неврологии и психиатрии: / Под ред. С.Д. Энна и Дж. Т. Койла. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2007. – 800 с.: ил. ISBN 0-07-021764-5
  3. Путилина М.В. Когнитивные расстройства при цереброваскулярной патологии. Руководство для врачей. М: 2011 г.  ISBN 978-5-7035-2270-7
  4. Каркищенко В.Н., Каркищенко Н.Н., Шустов Е.Б. Фармакологические основы терапии. Тезаурус: Руководство для врачей и студентов. Издание третье – новая редакция. М., СПб: Айсинг, 2018. 288 с. ISBN 978-5-91753-138-0
  5. Резолюция. Заседания Президиума Формулярного комитета РАМН. 16.03.2007 года, РАМН.

Причины ухудшения

Причин ухудшения памяти множество, однако все они подразделяются на возрастные изменения, те причины, которые связываются с поражением мозга, такие, которые возникают из-за различных болезней других органов, последствия интоксикационных процессов и те, что возникают, благодаря внешним негативным факторам.

К причинам, связанным с непосредственным поражением самого мозга как органа человека, причисляют черепно-мозговые травмы, острое нарушение кровообращения или инсульт, различные онкологические проблемы в данном органе. К внешним факторам, неблагоприятно сказывающимся на состоянии памяти, относятся недостаточный сон, различные стрессы, перемены в жизненных условиях, усиление мозговой нагрузки. Под хроническими интоксикационными процессами, вызывающими забывчивость, следует понимать состояния, которые провоцируются в человеческом организме алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, злоупотреблением транквилизаторами и прочими фармакологическими препаратами.

Человеческая память напрямую зависима от различных модальностей. Модальность может быть зрительной, слуховой, двигательной. Модальности также могут сочетаться в разных пропорциях между собой. Это определяет то, каким образом конкретному человеку проще запоминать информацию. Кто-то предпочитает учить что-либо, произнося информацию вслух, кому-то проще запоминать прочитанное, кто-то обязательно должен увидеть страницу с текстом или графикой, в которой заключен материал. Различные отделы человеческого мозга ответственны за разные функции, связанные с запоминанием. Отделы в области висков отвечают за слуховое восприятие речи или звуков, затылочно-теменная зона – за пространственное и зрительное восприятие. В левом полушарии зрительное восприятие акцентируется на буквенном и предметном, а в правом – на оптико-пространственном, цветовом и лицевом. Нижнетеменная зона ответственна за функциональность рук и речевого аппарата, что приводит при ее поражении к астереогнозии, то есть невозможности определения предмета наощупь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушается именно тот вид памяти, который свойственен определенной пострадавшей зоне человеческого мозга.

Современные исследования обладают множеством доказательных фактов в отношении теории о том, что гормональный фон во многом воздействует на мыслительный процесс и запоминание. Положительно на данные процессы могут влиять такие гормоны, как тестостерон, вазопрессин, эстроген, пролактин. Гормоны способствуют преобразованию краткосрочной памяти в долгосрочную, однако не все. Например, окситоцин, наоборот, значительно ослабляет процесс запоминания информации, вызывая возникновение забывчивости у женщин при грудном вскармливании и после родов.

Виды

Можно отметить следующие симптомы и виды заболеваний, говорящие о нарушениях памяти:

Амнезия — для нее характерно выпадение из памяти каких-либо сведений или обычных навыков на протяжении определенного временного отрезка

Гипомнезия — человек теряет способность запоминать необходимые данные, например, номера домов, телефонов, имена, фамилии, названия и определения вещей. Словом, память поражается не вся.

Когда память, наоборот, сильно обостряется, принимая при этом патологические формы, говорят о гипермнезии.

Парамнезия — нарушения памяти качественные, со сложной симптоматикой, трудно поддающейся классификации. У человека появляется ложное чувство узнавания событий, происходящих с ним впервые. Ему кажется, что все это уже происходило с ним раньше.

Медитация

Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться

Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.

Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания

А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.

Причины заболеваний памяти

По данным нейрофизиологов, человеческий мозг может запомнить огромное количество информации, сопоставимое по объему с сетью Интернет. При таких потенциальных способностях удивительно, что люди забывают очевидные бытовые вещи: выключили или нет утюг, как зовут коллегу на работе, когда день рождения у родственника.

Распространенные причины нарушения памяти:

  • Гипертония. При повышенном давлении сосуды сужаются, нарушается питание клеток головного мозга.

  • Сахарный диабет. Повышение уровня сахара в крови влияет на скорость кровотока, вследствие чего могут возникнуть проблемы с памятью.

  • Депрессия и стресс. Человек приобретает много навязчивых мыслей, которые мешают запоминать простые события. У людей, которые долгое время пребывали в подавленном состоянии, замедляется формирование новых нервных клеток.

  • Переутомление. Когда человек сильно устает эмоционально, умственно, физически, это становится причиной для стресса и высокой вероятности ухудшения памяти.

  • Заболевания кишечника. Это один из важнейших органов, который отвечает за формирование иммунитета, поэтому хронические заболевания кишечника могут приводить к общим расстройствам здоровья, в том числе и к ухудшению памяти.

  • Остеохондроз. Изменения позвоночника, которые накапливаются вследствие травм и возраста, приводят к нарушению кровоснабжения позвоночных артерий.

  • Болезнь Альцгеймера. При этом заболевании потеря памяти является основным симптомом, так как процессы в центральной нервной системе нарушаются.

  • Вредные привычки. При разных зависимостях (алкогольной, наркотической) поражается мозг со всеми вытекающими последствиями.

Причины

Существует огромное количество причин нарушения памяти. К ее ухудшению может привести астенический синдром, деменция, интоксикация организма, алкоголизм, травмы черепа, нехватка микроэлементов и витаминов, хронические болезни, возрастные изменения. Для каждого возраста существуют свои причины нарушения памяти. Подробнее об этом расскажем ниже.

У детей

Нарушение памяти у детей бывает врожденная (умственная отсталость) или приобретенная. Приобретенные расстройства в основном выражаются в неспособности ребенка запомнить и воспроизводить информацию (гипомнезия), а также амнезии — когда из памяти выпадают некоторые эпизоды или даже целые куски жизни и происходящих событий. К детской амнезии может привести какая-либо травма, нарушения и отклонения в психическом состоянии, алкогольное и наркотическое отравление, состояние комы.

Как показывает практика, нарушение памяти у детей чаще всего происходит под влиянием сразу нескольких сторонних факторов: негативная обстановка дома или в школе, астения, частые простудные заболевания и пр.

У взрослых

Теперь подробнее о том, почему происходит нарушение памяти у взрослых. Причины для этого, оказывается, могут быть самые разные. Сюда можно отнести постоянные стрессы дома и на работе, различные патологии нервной системы (энцефалитная болезнь). Ухудшение и снижение способности запоминать происходит при алкоголизме или наркомании, в случае психических отклонений. Наличие заболеваний, при которых повреждаются сосуды мозга, также оказывают сильное влияние на состояние памяти. Такое происходит при атеросклерозе сосудов, диабете, артериальной гипертензии, патологиях щитовидки.

У пожилых людей

С возрастом у человека ухудшается мозговое кровообращение, что и становится основной причиной нарушений памяти у пожилых людей. Особое место среди расстройств, связанных с ухудшением памяти у пожилых людей, занимает Болезнь Альцгеймер.

Обычно памятные процессы у людей в преклонном возрасте ухудшается постепенно и медленными темпами, и не оказывает существенного влияния на качество жизни. Такое происходит почти у половины людей, достигших старости. Но бывают случаи стремительного ухудшения памяти, которые требуют специального лечения, иначе у человека разовьется старческая деменция.

Упражнения для формирования межполушарных связей

Что делать, если время упущено, ребенок уже учится в школе и его успехи оставляют желать лучшего? Детские нейропсихологии советуют регулярно выполнять комплексы кинезиологических (двигательных) упражнений, направленных на усиленное формирование и укрепление нейронных связей между полушариями. Они помогают:

улучшить мышление и память;
сделать работу полушарий более слаженной;
концентрировать внимание;
облегчить процесс чтения и письма.

Вот некоторые упражнения, которые обязательно понравятся и малышам, и взрослым.

1. Рисование двумя руками

Выполнение упражнения лучше начать с обведения контуров простых симметричных рисунков. Желательно, чтобы изображение разделяла ось симметрии. Рисовать можно как красками, так и фломастерами, мягкими карандашами. Закрепите лист на столе или мольберте. В каждую руку возьмите по карандашу и поставьте их в верхнюю точку, затем начинайте вести их вниз по контуру рисунка. Следите, чтобы ведущая рука не обгоняла подчиненную. Суть упражнения именно в одновременности всех действий. Малыши могут рисовать пальчиками и ладошками.

2. Лепка и оригами

В складывании фигурок из бумаги и придании соленому тесту или пластилину определенной формы участвуют обе руки и глаза. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении.

3. Поиграйте в цвета

Запишите на листе бумаги названия разных цветов палитры ручками с цветной пастой, фломастерами или карандашами, которые не соответствуют им по цвету, например, для слова «красный» используйте синий карандаш, а для слова «черный» – желтый. Теперь с опорой на лист произнесите только названия цветов, которыми записаны слова. Старайтесь делать это как можно быстрее. Сначала цепочки должны быть короткими: три-четыре слова, затем количество названий можно увеличить.

4. «Танец»

Левой рукой, сжатой в кулак, с развернутым большим пальцем в сторону, дотроньтесь до правого мизинца. Поменяйте руки. Старайтесь делать движения быстро и точно.

5. Примерьте чужую шкуру

Иногда выполняйте привычные действия не ведущей, а подчиненной рукой. Например, если вы правша, попробуйте левой рукой размешивать чай, поворачивать ключи в замке, набирать текст эсэмэски.

6. «Ладонь, кулак, ребро»

Это вариант известной игры «камень, ножницы, бумага». Упражнение выполняется сидя за столом. При слове «ладонь» нужно положить ладонь плашмя на стол, при команде «ребро – кладем ладонь вертикально, при слове «кулак» нужно поставить сжатый кулак. Действуйте сначала левой рукой, потом правой, затем двумя сразу. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая быстроту движений.

7. «Колечко»

По очереди соединяйте мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы с большим пальцем в колечко. Выполняйте упражнение то в одном порядке, то в другом. Сначала участвует только одна рука, правая или левая, потом обе руки одновременно.

8. «Замок»

Скрестите руки и сцепите их в замок. Теперь попробуйте подвигать каждым пальцем в отдельности. Задействовать соседние пальцы нельзя.

9. Массаж ушей

Попробуйте расправить и потянуть край каждого уха в сторону и вниз. Повторите несколько раз.

Выполнять упражнения для укрепления межполушарных связей необходимо регулярно, по 10-20 минут в день, только в этом случае они дадут положительный результат. Рекомендуемая длительность курса от 45 до 60 дней. Занятия должны вестись по определенной схеме, ее разрабатывает нейропсихолог на основании проведенного обследования.

Метод запоминания

Давайте поговорим о том, что делать, если начались проблемы с памятью. Существуют специальные методики для запоминания, которые направлены на тренировку памяти и улучшение мыслительного процесса.

Врач зачитывает пациенту около десятка слов без смысловой связи. Слова повторяют два, четыре раза, в неизменной последовательности. Затем испытуемый должен назвать те слова, которые смог запомнить. По прошествии тридцати минут пациенту предлагают повторить те же названия. На основании ответов врач делает выводы относительно уровня внимания и концентрации человека. Также разработаны методики, которые помогают человеку запоминать искусственные слова.

Классификация препаратов для памяти и работы мозга

Отдельного класса препаратов для улучшения памяти и работы мозга не существует. На эту позицию претендовали ноотропы, которые должны были оказывать влияние на метаболизм нервных клеток, гипотетически защищая их. В клинической практике большинство из них не доказали не только свою эффективность, но и безопасность⁵.

Среди таблеток для улучшения работы мозга и памяти можно встретить препараты следующих групп⁴:

  • холинергические средства;
  • антидепрессанты;
  • витамины;
  • психостимуляторы;
  • антиретровирусные средства;
  • препараты железа;
  • альфа-адреноблокаторы;
  • гормоны;
  • ноотропы
  • обезболивающие;
  • гипотензивные для контроля артериального давления;
  • противопаркинсонические.

Важно!

Применение ноотропов без доказанной эффективности вместо адекватной терапии повышает риск прогрессирования основного заболевания.

Диагностика

У каждого человека состояние памяти индивидуально, и поэтому все методы диагностики нарушений носят усредненный характер. Вот некоторые из них.

Берут 60 карточек с различными изображениями, делят их на две стопки по 30 штук. Потом показывают испытуемому по одной картинке, с двухсекудным перерывом. Спустя 10 секунд человек должен назвать изображения, которые он смог запомнить. Причем порядок запоминания не имеет значения. Те же манипуляции производят и со второй группой картинок. Человек, отличающийся крепкой памятью, обычно запоминает от 18 до 20 изображений. В случае сильного различия результатов теста диагностируют неудовлетворительную концентрацию внимания и нестабильную мнестическую функцию.

Слуховую память человека проверяют схожим тестом. Но в отличии от предыдущего, изображения проговариваются вслух, а не демонстрируются пациенту. На следующий день проводят новую серию тестов с другими словами. Человек считается здоровым, если он запомнил 20-22 слова.

Симптомы нарушений памяти

Считается, что нарушениями памяти страдают только люди пенсионного возраста. На самом деле это очень распространенная проблема. С ней сталкиваются около 30 % молодых и 70% пожилых людей. Она может быть как временной и незначительной, так и прогрессирующей и неизлечимой.

Поэтому людям любого возраста стоит обратить внимание на следующие симптомы:

  • Гипомнезия. Человек утрачивает способность запоминать новую информацию: имена, события, даты. Также во время разговора забывает многие выражения и все чаще применяет фразу «Забыл, как это называется». Перестает ориентироваться в знакомом пространстве, забывает человека в лицо, не может запомнить номер телефона.

  • Амнезия (полная или частичная потеря памяти). Человек не может вспомнить события, которые произошли с ним несколько месяцев или лет назад. Некоторые пациенты не помнят, что с ними было пару дней или часов назад.

  • Гипермнезия. Человек стал запоминать в несколько раз больше, чем запоминал до этого, даже если информация ему не нужна. Это происходит бессознательно и неконтролируемо. Часто сами по себе могут возникать картинки, события, реплики из прошлого.

Почему ухудшается память у пожилых

Ухудшение памяти у пожилых людей происходит не только из-за возрастных изменений в организме

Есть и другие причины, на которые стоит обратить внимание:

  • сокращение круга интересов;
  • ослабление концентрации внимания из-за отсутствия потребности в ней;
  • малая активность, преобладание сидячего образа жизни;
  • разрушение нейронных связей в мозге.

Пожилые люди чаще ведут пассивный образ жизни, не работают, не увлекаются занятиями, требующими напряжения ума. Из-за малых нагрузок память слабеет. Данные статистики показывают, что трудоустроенные пожилые люди обладают гораздо лучшими интеллектуальными способностями, чем их неработающие товарищи.

В то время как физические и психические показатели при постоянной нагрузке падают, и для их улучшения организму требуется отдых, чтобы держать в тонусе память, ее необходимо постоянно тренировать. Только регулярные упражнения помогают сохранить интеллектуальные навыки в зрелом возрасте.

Прибегнув к простым приемам, пожилые люди смогут нагружать память, даже если им придется долгое время быть иммобилизованными, например, при переломе шейки бедра, когда человеку требуется длительная реабилитация и ограничения в привычной жизнедеятельности. Одно из самых эффективных упражнений для развития памяти и ума у пожилых людей – разгадывание логических загадок, ребусов, кроссвордов, сканвордов, то есть любых задач, активизирующих мыслительную деятельность. Большую нагрузку получает память при чтении книг или изучении языков – поток информации, который мозгу необходимо постоянно обрабатывать, как нельзя лучше стимулирует умственную деятельность пожилых людей.

Существуют проблемы физиологического характера, которые становятся причинами ухудшения памяти:

  • плохое кровоснабжение организма в целом и сосудов головы в частности;
  • сокращение нервных клеток мозга.

Для каждого пожилого человека причины ухудшения интеллектуальных способностей индивидуальны. Нередки случаи, когда люди старшего возраста обладают отличной памятью и острым умом. Чаще всего они целенаправленно или по роду деятельности на протяжении жизни стимулируют свои умственные способности упражнениями.

Что можно рекомендовать, чтобы предотвратить или замедлить процесс ухудшения памяти у пожилых людей:

  • Обязательно следить за состоянием здоровья и при первых признаках недомогания обращаться к врачу, не дожидаясь, пока последствия болезни станут необратимыми. В первую очередь в зону риска попадают заболевания, связанные с сердцем и сосудами, которые отрицательно влияют на состояние памяти у пожилых людей, например, такие, как атеросклероз.
  • Для здорового духа и хорошей активности мозга необходимо чередовать отдых и физические упражнения, поэтому пожилым людям показано выполнение зарядки (конечно, неинтенсивно и с учетом состояния здоровья).
  • Нередко ухудшение памяти у пожилых людей провоцируется неправильным питанием. Для деятельности мозга ежедневно требуется много глюкозы, иначе он страдает. При атеросклерозе противопоказано употребление продуктов с большим содержанием холестерина.
  • Вышивка или вязание – хорошие упражнения для тренировки памяти у пожилых людей, они способствуют концентрации внимания и развитию мелкой моторики, которая, как известно, напрямую связана с интеллектуальными способностями.
  • Насыщение организма кислородом необходимо для его работы, поэтому в любом возрасте, тем более пожилом, показано ежедневно дышать свежим воздухом. На прогулке также можно заняться тренировкой памяти, например, запоминая незнакомые места, примечая детали, которые раньше оставались без внимания.

Для наиболее продуктивной работы мозга нужна постоянная смена деятельности. После занятий, требующих концентрации памяти и интеллектуальных способностей, пожилым людям лучше всего пойти на прогулку или сделать зарядку, заняться ежедневными домашними делами. Такой прием дает возможность усвоиться полученной информации, а также позволяет глазам отдохнуть.

Нарушение памяти у детей

У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия (проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации) и амнезия (полная потеря какого-либо участка памяти). Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния.

Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата. Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения.

Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой. У них достаточно часто затруднена социальная адаптация.

Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте. В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально. Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим. Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков.

Виды памяти

Существует много классификаций памяти. По способу запоминания выделяют: образную (зрительная, слуховая, обонятельная), моторную, эмоциональную и логическую. Однако чаще всего память делят на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. 

  • краткосрочная — это память от нескольких секунд до трех минут;
  • среднесрочная — может быть от нескольких минут до момента первого сна человека;
  • долгосрочной памятью в психологии считаются воспоминания, которые пережили сон человека. 

Долгосрочная или долговременная память тоже может быть разной. Что-то мы можем помнить на следующий день, а что-то цитировать всю жизнь, как «Мой дядя самых честных правил». Алгоритмы запоминания на разные сроки могут отличаться, поэтому лучше сразу понимать, через сколько потребуется информация.

Если мы выбираем более сложные и эффективные способы запоминания, то система повторения будет частью механизма удержания в памяти. Повторение — это не мать учения, а важнейшая часть сохранения информации в голове.

1.Общие сведения

Под памятью мы подразумеваем способность человеческого мозга к рецепции и фиксации (восприятию и собственно запоминанию), ретенции (удержанию) и репродукции (произвольной актуализации в нужный момент) какой-либо информации. Под информацией, в свою очередь, понимается любой сигнал или совокупность сигналов о состоянии внешнего и внутреннего мира, о прошлом, настоящем и будущем этих миров, их изменениях (в самом широком смысле – от вселенского Большого Взрыва до небольшого перепада настроения у самого человека-носителя памяти).

Такой поток сообщений поступает в мозг постоянно и непрерывно; он требует не только регистрации, так сказать, технических сведений (даты, числа и прочие параметры), но и функционирования многих других видов памяти – цветовой, музыкальной, тактильной, эмоциональной и пр.; иными словами, т.н. «память сердца» – это на самом деле тоже память мозга

Соответственно, при таких объемах поступающей информации, какими обеспечивают нас органы чувств, внимание (способность фокусировать мыслительную деятельность и «луч» сознания на каком-либо экстернальном или интернальном объекте) и аналитические центры мозговой коры, – которые заняты извлечением значений, смыслов, выводов, прогнозов из информационного потока, т.е. переработкой информации, – память должна обладать целым рядом особых свойств и качеств, иначе она попросту перегрузится

Одним из важнейших таких свойств, наряду со способностью к фиксации-ретенции-репродукции, является селективность – избирательность памяти, благодаря которой в мозгу удерживается и хранится далеко не вся, а лишь необходимая информация, причем «фильтры», которые оценивают и реализуют такую необходимость, делятся на объективные (выработанные в ходе эволюции, – например, генетическое знание о том, что ползущую навстречу змею лучше обойти десятой дорогой, а прыгать вниз стоит лишь с безопасной высоты) и субъективные (имеющие персональное значение именно для данного человека, – например, ПИН-код к банковской карте или запах бабушкиных пирогов из далекого детства). Важным защитным механизмом памяти является также удаление длительно не используемых данных – совершенно аналогично тому, как по прошествии определенного времени автоматически удаляется спам из аккаунта электронной почты.

Организация и функционирование памяти, в целом, являются исключительно сложным (в числе наиболее сложных из всех известных человеку) феноменом, поскольку локализована эта метафункция в относительно малом объеме черепной коробки и действует благодаря сугубо биологическим, пока далеко не полностью изученным механизмам и принципам, в основе которых лежат электрохимические, нейротрансмиттерные, биохимические процессы, на создание и отладку которых у органической эволюции ушло, в общей сложности, несколько миллиардов лет (это не опечатка: именно миллиардов лет, а не миллионов, поскольку механизмы удержания и хранения какой-то элементарной информации закладывались, по-видимому, еще в самых первых макромолекулах, которые мы могли бы назвать живыми, – ибо без такого запоминающего, хранящего и актуализирующего блока сейчас живой материи не существовало бы вообще).

Очевидно, что при столь сложной организации и многофункциональности памяти в ней время от времени что-то ослабляется и восстанавливается, совершенствуется благодаря непрерывной тренировке и использованию – или разрушается, распадается под действием вредоносных факторов и неблагоприятных условий. Человеческую память как таковую изучает множество наук, – не только гуманитарных, но и сугубо технических, – однако медицину в первую очередь интересуют, конечно, патологические состояния и нарушения памяти в аспекте их причин, механизмов развития и возможностей коррекции.

По разным оценкам, в общей человеческой популяции теми или иными расстройствами и нарушениями памяти страдает от одной четверти до одной трети населения, однако оценки эти можно принять лишь как очень приблизительные, поскольку до сих пор у нас нет достаточно четких представлений о том, что это, вообще, такое – идеальная память человека, и почему она должна соответствовать именно тем нормативам, которые, по сути, мы сами же для нее и ввели.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Причины нарушения памяти
Что такое остеоартроз и остеоартрит?
Доказано: специальная обувь облегчает боль при остеоартрозе