Нарушение памяти вирусных инфекциях, в том числе при новой коронавирусной инфекции.
На нервные клетки и их окружение губительно действуют сами инфекционные агенты, их токсины, вызывая различные патологические изменения. Ухудшается запоминание, страдают образная, эмоциональная, смысловая составляющие памяти. Ухудшение памяти специфично для новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. При этом общие симптомы инфекции могут быть выражены минимально или отсутствовать. В некоторых случаях память снижается не сразу, а примерно через полгода после заболевания, когда компенсаторные механизмы исчерпываются.
Причины нарушения памяти при Covid-19
Причина |
Механизм развития |
Дыхательная недостаточность |
|
Длительный стресс |
Переизбыток кортизола (гормона стресса) нарушает межнейронные связи, затрудняет образование новых. |
Прямое токсическое действие на клетки мозга |
Нарушение работы нейронов, ухудшение запоминания и долговременной памяти. |
Цитокиновый шторм |
Антитела разрушают собственные клетки организма, вызывают гибель нейронов. |
Комментарий Саврасова Н. А., врача-невролога клиники «Семейный доктор»
«У коронавируса выраженная нейротропность. Даже если человек перенёс вирус на ногах, в легкой форме, у него могут проявиться головные боли, проблемы со сном, умственной и физической работоспособностью».
Комментарий главного врача клиники «Семейный доктор» Азарова А. А.:
«Новая коронавирусная инфекция Covid-19 напрямую повреждает разные отделы центральной и периферической нервной системы, нарушает нормальную работу всех звеньев процесса памяти, что подтверждено нашими клиническими наблюдениями, а также данными российского и мирового медицинского сообщества».
Повышайте концентрацию
Помимо улучшения памяти, упражнения могут помочь вам лучше концентрироваться на задании. Наиболее убедительными с научной точки зрения выглядят исследования, проведенные со школьниками, но, скорее всего, то же самое относится ко всем возрастам.
Занятия с 20-минутными перерывами на аэробные упражнения улучшили концентрацию внимания у голландских школьников. Между тем, в ходе большого рандомизированного контролируемого исследования в США были изучены последствия ежедневных занятий спортом после уроков в течение учебного года. Естественно, физическая форма детей улучшилась. Менее предсказуемым стало повышение уровня самоконтроля. Дети стали меньше отвлекаться на внешние раздражители, смогли выполнять сразу несколько задач, а также улучшили навыки запоминания и использования информации.
И если все это кажется тяжелым трудом, для того, чтобы воспользоваться плодами упражнений на тренировку внимания, вам не придется даже сбивать дыхание. Всего 10 минут игровых упражнений на развитие концентрации, например, удары мячом об пол одновременно двумя руками, улучшили концентрацию внимания большой группы немецких подростков.
Дома для престарелых в Подмосковье
Сеть пансионатов для пожилых людей предлагает дома для престарелых, которые являются одними из лучших в плане комфорта, уюта и расположены в красивейших местах Московской области.
Мы готовы предложить:
- Комфортабельные пансионаты по уходу за пожилыми людьми в Москве и МО. Предложим все возможные варианты для размещения близкого Вам человека.
- Большую базу квалифицированного персонала по уходу за пожилыми людьми.
- Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).
- Если Вы в поиске работы, мы предлагаем вакансии сиделок.
- 1-2-3-местное размещение в пансионатах для пожилых людей (для лежачих специализированные удобные кровати).
- 5-разовое полноценное и диетическое питание.
- Ежедневный досуг: игры, книги, просмотр кинофильмов, прогулки на свежем воздухе.
- Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.
- Еженедельный осмотр профильных врачей.
- Комфортные и безопасные условия: благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух.
В любое время дня и ночи пожилым людям всегда придут на помощь, какая бы проблема их не волновала. В этом доме все родные и близкие. Здесь царит атмосфера любви и дружбы.
Консультацию относительно приема в пансионат Вы можете получить по телефону:
8 (495) 181-98-94 круглосуточно.
6 привычек для улучшения памяти
Если ухудшению памяти не способствовали травмы или болезни, ее реально развить собственными силами. Есть различные способы улучшения памяти, которые можно без труда добавить в ежедневный распорядок. Как улучшить работу мозга, как повысить работоспособность?
Обучайтесь
Чтобы держать память в тонусе, нужно постоянно учиться. У многих людей образование заканчивается с окончанием университета. Человек перестает в полной мере использовать мозг, поэтому память начинает постепенно ухудшаться. Обучайтесь новым знаниям, изучайте иностранные языки, чтобы стимулировать работу мозга.
Меньше фотографируйте
В результате исследований ученые выяснили, что человек лучше запоминает те объекты и события, за которыми он сосредоточенно наблюдал, а не сфотографировал. Доверяя воспоминания своим гаджетам, люди не сохраняют их по-настоящему.
Правильно питайтесь
Мозг и кишечник связаны огромным количеством нейронов. Употребляемые продукты влияют на нервные клетки и передачу сигналов между ними. Какие продукты полезны для мозга? Это орехи (магний), рыба — сельдь и палтус (жирные кислоты), зелень и капуста (кальций), фрукты, овощи и ягоды. И желательно исключить из рациона мясо и колбасы, алкоголь, пшеничную муку, сахар, еду с консервантами и красителями. Они замедляют работу мозга.
Принимайте витамины
Они помогают мозгу достичь того уровня биохимических процессов, который нужен для хорошего запоминания. Не следует покупать таблетки, которые якобы для памяти и работы мозга. Лучше купить простые витамины — витамин С, витамин Е, витамины группы В, кальций и магний, жирные кислоты омега. И принимать их в качестве добавок к основному питанию.
Занимайтесь спортом
Физическая активность улучшает мозговое кровообращение, ускоряет подачу питательных элементов в мозг. Не случайно крупные компании оборудуют спортивные комнаты в офисах. Чтобы заставить мозг работать, занимайтесь спортом в перерывах между умственной деятельностью. Или попробуйте обучаться в движении, и вы почувствуете, что информация запоминается легче.
Правильно просыпайтесь и засыпайте
Момент пробуждения должен быть плавным — желательно спать в темной комнате и просыпаться вместе с дневным светом или световым будильником, чтобы постепенно запускать работу мозга.
Засыпая, подумайте о том, что вы хотите запомнить — учебную информацию или приятные события дня. Во время сна усиливаются важные нейронные связи, которые сформировались в течение дня и стираются ненужные. Перед сном лучше не смотреть фильмы ужасов и не вспоминать неприятные ситуации. Иначе, зафиксируются именно они.
Если вы добавите эти приемы улучшения памяти в свой образ жизни, то подготовите благоприятную почву для развития памяти. Описанные действия практически не требуют никаких усилий. А чтобы натренировать память, нужно использовать специальные упражнения для мозга и для улучшения памяти.
Нарушение кратковременной памяти
Память функционально и анатомически состоит из кратковременной и долговременной составляющей. Кратковременная память имеет сравнительно небольшой объем и предназначена для удержания смысловых образов полученной информации в течение от нескольких секунд до трех дней. За этот период информация обрабатывается и переходит в долговременную память, имеющую практически неограниченный объем.
Кратковременная память – самая уязвимая составляющая системы памяти. Она играет ключевую роль в запоминании. При ее ослаблении снижается возможность фиксации текущих событий. У таких больных появляется забывчивость, затрудняющая выполнение даже простых повседневных дел. Также сильно снижается способность к обучению. Ухудшение кратковременной памяти наблюдается не только в преклонном возрасте, но и вследствие переутомления, депрессии, сосудистых заболеваний головного мозга, интоксикаций (в том числе при регулярном злоупотреблении алкоголем).
Временная амнезия вследствие сильного алкогольного опьянения, черепно-мозговых травм, и других состояний, приводящих к затмению сознания, тоже обусловлена преходящим полным отключением кратковременной памяти. В таком случае события, не успевшие перейти в долгосрочную память, пропадают.
Полное выпадение кратковременной памяти (фиксационная амнезия) наблюдается при корсаковском синдроме. Характерно для деменции и запущенных стадий алкоголизма. Такие больные полностью утрачивают способность помнить текущие события и поэтому социально абсолютно дезадаптированны. При этом в памяти сохраняются события, предшествующие наступлению фиксационной амнезии.
Причины
Существует огромное количество причин нарушения памяти. К ее ухудшению может привести астенический синдром, деменция, интоксикация организма, алкоголизм, травмы черепа, нехватка микроэлементов и витаминов, хронические болезни, возрастные изменения. Для каждого возраста существуют свои причины нарушения памяти. Подробнее об этом расскажем ниже.
У детей
Нарушение памяти у детей бывает врожденная (умственная отсталость) или приобретенная. Приобретенные расстройства в основном выражаются в неспособности ребенка запомнить и воспроизводить информацию (гипомнезия), а также амнезии — когда из памяти выпадают некоторые эпизоды или даже целые куски жизни и происходящих событий. К детской амнезии может привести какая-либо травма, нарушения и отклонения в психическом состоянии, алкогольное и наркотическое отравление, состояние комы.
Как показывает практика, нарушение памяти у детей чаще всего происходит под влиянием сразу нескольких сторонних факторов: негативная обстановка дома или в школе, астения, частые простудные заболевания и пр.
У взрослых
Теперь подробнее о том, почему происходит нарушение памяти у взрослых. Причины для этого, оказывается, могут быть самые разные. Сюда можно отнести постоянные стрессы дома и на работе, различные патологии нервной системы (энцефалитная болезнь). Ухудшение и снижение способности запоминать происходит при алкоголизме или наркомании, в случае психических отклонений. Наличие заболеваний, при которых повреждаются сосуды мозга, также оказывают сильное влияние на состояние памяти. Такое происходит при атеросклерозе сосудов, диабете, артериальной гипертензии, патологиях щитовидки.
У пожилых людей
С возрастом у человека ухудшается мозговое кровообращение, что и становится основной причиной нарушений памяти у пожилых людей. Особое место среди расстройств, связанных с ухудшением памяти у пожилых людей, занимает Болезнь Альцгеймер.
Обычно памятные процессы у людей в преклонном возрасте ухудшается постепенно и медленными темпами, и не оказывает существенного влияния на качество жизни. Такое происходит почти у половины людей, достигших старости. Но бывают случаи стремительного ухудшения памяти, которые требуют специального лечения, иначе у человека разовьется старческая деменция.
Правильно ли вы готовите ребенка к школе?
Если родители понимают фразу «после трёх уже поздно» слишком буквально и записывают ребенка младше 5,5 лет на все «развивашки» подряд:
- музыку,
- английский,
- чтение,
- счет и т. д.,
то в результате левое полушарие развивается слишком быстро, в ущерб правому, а нейронные связи между ними слабы и малочисленны. Что происходит с таким ребенком в школе? Будучи, на первый взгляд, более чем готовым к обучению, он с трудом сосредотачивается на уроке, пишет с ошибками, плохо воспринимает учебный материал.
Развитие интеллекта человека напрямую зависит от того, насколько тесно связаны левое и правое полушария головного мозга. Наибольшее количество нервных связей между ними образуется при регулярном совершении перекрестных движений, то есть левой и правой сторонами тела. Недаром нейропсихологи рекомендуют начинать подготовку к школе не с алфавита и прописей, а с обучения:
- посадке при письме;
- захвату ручки или карандаша;
- ориентации в пространстве;
- а также с развития крупной и мелкой моторики.
Психолого-педагогические исследования подтверждают: чем больше двигается ребенок и чем лучше он координирует свои движения, тем в большей степени развиты у него высшие психические функции.
Метки
польза и вредковидпанкреатитс бодрым утромздоровьеМетеочувствительностьпротезированиебесплатноангелымолодостьСонсиндром Даунашкольникивируспаллиативная помощьсолнечные детиморщиныБеременностьхосписвакцинацияРассеянный склерозвитаминыхолестериндень здоровьябольницымеждународный деньонкологиязрениеногтимозгкамни в почкахэкспресс-тестмолокоаминокислотымедицинапрофилактикавиртуальная реальностьдетиинфекцииаутизмбиполярное расстройстволечениемужчиныкоронавирусженское здоровьеострый перецзожздоровое питаниебактерииПитаниесердцелекарствалорМатеринство и ДетствопогодаБАДыэволюциягриппортопедияакушерствоСпортCOVID-19диабеталлергияПЦРартериальное давлениеантителастоматологиямасломорозМатеринствогрыжа животаВИЧдиагностикаантибиотикрактуберкулезСПИДпрививкастрессСевастополькардиологияанализыРАСбессонницарейтинггормоныИФАиммунитетГипертониязарядкальготыедастатистикамужское здоровьевыставкапереохлаждениеискуствокрасотадетская поликлиника
Основные функции головного мозга
Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности. Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.
Профилактика снижения памяти
В случае, когда серьёзных патологий у человека не обнаружено, а память всё же оставляет желать лучшего, резонно будет воспользоваться рядом профилактических средств:
- восполнение уровня витаминов группы В (преимущественно В1 и В12);
- отлаживание графика сна, который должен составлять не менее 7 часов и приходиться на тёмное время суток;
- естественное насыщение крови кислородом во время прогулок на свежем воздухе и физических упражнений;
- развитие новых навыков и получение дополнительных знаний.
Также существует ряд техник для тренировки памяти. К ним относятся:
- упражнения на запоминание (номера телефонов, даты важных событий, стихотворения);
- «встряска мозга» (попробуйте устроить себе «квест» при котором с утра, встав с кровати, вы выполните ряд повседневных дел с закрытыми глазами);
- подробное описание предмета с большим количеством мелких деталей;
- восстановление в памяти событий прожитого дня в мельчайших подробностях;
- выстраивание ассоциативного ряда.
Как ещё улучшить память
Кроме перечисленных упражнений, есть факторы, которые благотворно скажутся на работе мозга в целом, а, значит, на внимательности, памяти и ясности мысли.
Режим сна и бодрствования
Для активности мозга важно спать 7–8 часов. За это время он успевает укрепить нужные связи между нейронами и разрушить те, которые уже не понадобятся
Постройте режим таким образом, чтобы мозг получил достаточно времени для «наведения порядка».
Прогулки
Старайтесь ежедневно гулять, чтобы обеспечить мозг кислородом
Это очень важно для его работы
С другой стороны, на прогулках вы сможете тренировать внимание, наблюдая за окружающими и прокладывая новые маршруты
Физические упражнения
Ненавидели физкультуру в школе? Зря! Физическая активность усиливает кровообращение: мозг быстрее получает питание и насыщается кислородом, а, значит, может работать дольше и продуктивнее.
Правильное питание
Правильное питание влияет не только на здоровье в целом, но и на мозг в частности. Жиры и витамины, которые содержатся, например, в орехах, овощах и красной рыбе, помогают мозгу справляться с нагрузками.
Когнитивная нагрузка
Развитию мышления и памяти способствует также разгадывание кроссвордов и головоломок. Попробуйте заняться этим в транспорте или во время обеденного перерыва.
Регулярные тренировки
Вы уже не раз слышали о том, что любые упражнения необходимо выполнять регулярно. Заставляя свою память работать каждый день, вы помогаете мозгу перестроиться и привыкнуть к нагрузке. Без этого изменения не наступят.
Уделяйте внимание своему здоровью, работайте над развитием памяти и мышления и регулярно увеличивайте нагрузку. Если вы уже привыкли к когнитивным тренировкам, то обязательно изучите специальные инструменты развития памяти
Об одном из них вы узнаете из этого видео.
Расстройства обработки информации
Депрессия и руминации
Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти. Они страдали от резких перепадов настроения, ощущали гнетущее одиночество, а порой не могли заставить себя что-либо делать, даже есть. Психиатры обозначили все симптомы простым, но многозначным названием — большое депрессивное расстройство.
Источник
Трем молодым людям, а также лицам, имеющим сходные диагнозы, ученые предложили пройти исследование. Целью было понять, как их заболевание влияет на рабочую память. Для этого использовали методику «n-back-задача», описанную выше.
Впрочем, на результаты выполнения задачи это не влияло. Дополнительно у пациентов наблюдалась сильная активность в передней поясной извилине.
Лобно-теменная сеть и поясная извилина. Источник
Префронтальная кора — хаб многих когнитивных функций, она играет важную роль в организации общения нейронов коры больших полушарий с древними лимбическими структурами мозга, которые мы традиционно ассоциируем с эмоциями. Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели. Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области (уменьшение нейронов и их связей друг с другом), и вызывать проблемы эмоционального контроля.
С чем же связана увеличивающаяся активность данной области? Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность. Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии. Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях.
У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны (например, правая височная извилина). Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью (инсулярная кора). Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи.
Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать.
Может быть интересно
Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики. Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии. Подобное торможение осуществляется с помощью медикаментов и транскраниальной электрической стимуляции, при котором слабый электрический ток подается в нужную область мозга. Он изменяет способность нейронов к возбуждению (их порог активации).
Биполярное расстройство личности
Источник
Винсент и Авраам решили поучаствовать в исследовании рабочей памяти, так как порой им казалось, что они ничего не могут запомнить. На этом исследовании они повстречали Франка, Эрнста и Эдгара, у которых депрессивное расстройство сочеталось с биполярным.
Почему ухудшается память у пожилых
Ухудшение памяти у пожилых людей происходит не только из-за возрастных изменений в организме
Есть и другие причины, на которые стоит обратить внимание:
- сокращение круга интересов;
- ослабление концентрации внимания из-за отсутствия потребности в ней;
- малая активность, преобладание сидячего образа жизни;
- разрушение нейронных связей в мозге.
Пожилые люди чаще ведут пассивный образ жизни, не работают, не увлекаются занятиями, требующими напряжения ума. Из-за малых нагрузок память слабеет. Данные статистики показывают, что трудоустроенные пожилые люди обладают гораздо лучшими интеллектуальными способностями, чем их неработающие товарищи.
В то время как физические и психические показатели при постоянной нагрузке падают, и для их улучшения организму требуется отдых, чтобы держать в тонусе память, ее необходимо постоянно тренировать. Только регулярные упражнения помогают сохранить интеллектуальные навыки в зрелом возрасте.
Прибегнув к простым приемам, пожилые люди смогут нагружать память, даже если им придется долгое время быть иммобилизованными, например, при переломе шейки бедра, когда человеку требуется длительная реабилитация и ограничения в привычной жизнедеятельности. Одно из самых эффективных упражнений для развития памяти и ума у пожилых людей – разгадывание логических загадок, ребусов, кроссвордов, сканвордов, то есть любых задач, активизирующих мыслительную деятельность. Большую нагрузку получает память при чтении книг или изучении языков – поток информации, который мозгу необходимо постоянно обрабатывать, как нельзя лучше стимулирует умственную деятельность пожилых людей.
Существуют проблемы физиологического характера, которые становятся причинами ухудшения памяти:
- плохое кровоснабжение организма в целом и сосудов головы в частности;
- сокращение нервных клеток мозга.
Для каждого пожилого человека причины ухудшения интеллектуальных способностей индивидуальны. Нередки случаи, когда люди старшего возраста обладают отличной памятью и острым умом. Чаще всего они целенаправленно или по роду деятельности на протяжении жизни стимулируют свои умственные способности упражнениями.
Что можно рекомендовать, чтобы предотвратить или замедлить процесс ухудшения памяти у пожилых людей:
- Обязательно следить за состоянием здоровья и при первых признаках недомогания обращаться к врачу, не дожидаясь, пока последствия болезни станут необратимыми. В первую очередь в зону риска попадают заболевания, связанные с сердцем и сосудами, которые отрицательно влияют на состояние памяти у пожилых людей, например, такие, как атеросклероз.
- Для здорового духа и хорошей активности мозга необходимо чередовать отдых и физические упражнения, поэтому пожилым людям показано выполнение зарядки (конечно, неинтенсивно и с учетом состояния здоровья).
- Нередко ухудшение памяти у пожилых людей провоцируется неправильным питанием. Для деятельности мозга ежедневно требуется много глюкозы, иначе он страдает. При атеросклерозе противопоказано употребление продуктов с большим содержанием холестерина.
- Вышивка или вязание – хорошие упражнения для тренировки памяти у пожилых людей, они способствуют концентрации внимания и развитию мелкой моторики, которая, как известно, напрямую связана с интеллектуальными способностями.
- Насыщение организма кислородом необходимо для его работы, поэтому в любом возрасте, тем более пожилом, показано ежедневно дышать свежим воздухом. На прогулке также можно заняться тренировкой памяти, например, запоминая незнакомые места, примечая детали, которые раньше оставались без внимания.
Для наиболее продуктивной работы мозга нужна постоянная смена деятельности. После занятий, требующих концентрации памяти и интеллектуальных способностей, пожилым людям лучше всего пойти на прогулку или сделать зарядку, заняться ежедневными домашними делами. Такой прием дает возможность усвоиться полученной информации, а также позволяет глазам отдохнуть.
Профилактика
Теперь подробнее о том, что делать, чтобы память нас еще долго не подводила, т.е. о профилактике нарушения памяти. Здоровый образ жизни и здоровое питание — вот главные враги ухудшения памяти. Нормальный режим дня, правильное распределение приоритетов между работой, отдыхом и сном, рациональное питание — все это поможет активизировать мыслительный процесс, и, следственно, улучшит состояние памяти
Также необходимо уделять должное внимание лечению соматических заболеваний, если таковые имеются, и выполнять обязательно назначения врача.
Нарушение памяти может вызвать и обезвоживание организма, поэтому обязательно выпивайте не менее двух литров воды в сутки.
Позитив, положительные эмоции от общения с близкими, друзьями, родственниками, социальная и трудовая активность — все это поможет оставаться в здравом уме и твердой памяти на протяжении очень долгого времени.
Прием врача невролога первичный: 1850 Р.
Записаться Он-лайн Cкидка 5% при записи с сайта
Признаки развития нарушений памяти
Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно
То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики
Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.
По количеству выделяют такие симптомы:
- Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
- Гипермнезия. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации.
- Гипомнезия. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти.
Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти:
- Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.
- Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации.
Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний:
- Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события.
- Удаление событий, компрометирующих человека.
Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.
Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей:
- Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
- Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными.
- Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту.
Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом.
Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза
Вывод
Связь всех вышеописанных расстройств с рабочей памятью позволяет вовремя диагностировать проблемы и следить за их влиянием на человека. Рабочая память, таким образом, оказывается в центре психологии личности. Очевидно, что с ее помощью можно понять причины развития описанных нарушений и, что важнее, вовремя предложить стратегии тренировки памяти, медикаментозного или стимуляционного лечения, а также профилактики.
Однако что на самом деле стоит за измененной активностью мозга — тайна, которую только предстоит разгадать. Почему Винсент, Франц, Эдгар и Эрнст, страдая от существенных проблем эмоционального фона и когнитивных дисфункций, создавали шедевры, которые мы читаем или которыми любуемся до сих пор? Почему Авраам прославился как один из виднейших политических деятелей? Почему Никола стал символом гениальности и определил вид сегодняшней электропромышленности? Трудно понять, почему проблемы сочетаются с гениальностью. Возможно, на самом деле любое нарушение — это дар?