Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

Кратковременная память: возможные проблемы и нарушения

Проблемы с кратковременной памятью могут быть обусловлены патологическими состояниями, при которых не сохраняется полученная информация. Расстройства кратковременной памяти очень распространены, они встречаются у каждого 4 жителя планеты.

В большинстве случаев проблемы возникают у пожилых людей, у них нарушение памяти носит постоянный или эпизодический характер. Нарушение способности молодых людей к удержанию полученной информации мешает в обучении, не позволяет сконцентрироваться на работе.

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

Люди с нарушениями кратковременной памяти хорошо помнят события прошлого (что происходило несколько лет, десятилетий назад), но не способны ответить на вопрос о том, что происходило только что.

Причиной проблем с кратковременной памятью становятся такие состояния:

  • депрессия  —  при ней нарушается баланс гормонов, нейромедиаторов в головном мозге, из-за этого утрачивается способность к концентрации внимания;
  • ишемический инсульт — на его фоне нарушается кровоснабжение мозга, наступает кислородное голодание органа;
  • психологические травмы —  психика препятствует сохранению болезненной информации, вытесняет ее в бессознательное. С такой реакцией связан феномен, когда человек в состоянии аффекта не может вспомнить, что произошло в течение нескольких минут;
  • черепно-мозговые травмы ухудшают кратковременную память;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков) улучшают снабжение мозга кислородом.

Проблемы с кратковременной памятью возникают на фоне появления опухолей в головном мозге, а также при болезни Альцгеймера, шизофрении. Причиной забывания только что случившихся событий может быть сильное физическое истощение, нехватка сна, тяжелые инфекционные процессы (ВИЧ, туберкулез, сифилис).

Заподозрить нарушение можно по отсутствию логики во время рассуждений, спутанности мыслей и сознания, отрывочным воспоминаниям. У человека с проблемой ухудшается зрение  —  мельтешат мушки перед глазами, появляются расплывчатые картины. Возникают и другие симптомы аномалии:

  • подавленное состояние, повышенная тревожность;
  • ухудшаются мыслительные и познавательные способности, процесс восприятия, овладения навыкам;
  • возникает спазм мышц, нарушается координация движений.

Ухудшение кратковременной памяти отражается на качестве жизни, сильно снижая его. При первых же трудностях с запоминанием необходимо обследоваться и, при необходимости, пройти лечение.

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

Диагностика при снижении способности к краткосрочному запоминанию предполагает:

  • определение объема и длительности хранения полученной информации;
  • исследование основных процессов памяти —  запоминания, сохранения, воспроизведения.

Для диагностики каждого из компонентов кратковременной памяти используют:

  • метод угадывания Хинрикса (для исследования длительности);
  • тесты Джекобса, Сперлинга, Вучетича/Зинченко;
  • тест Лурии/Леонтьева пиктограммы Высоцкого (процесс запоминания);
  • метод Эббингауза (сохранение);
  • процесс воспроизведения информации исследуется с использованием методов заданного эталона, реконструкции, сбережения, последовательного воспроизведения.

Каждая из применяемых диагностических методик осуществляет валеологическую оценку кратковременной памяти с учетом физиологических факторов

Диагност принимает во внимание возраст, пол, состояние здоровья в момент исследования и наличие хронических патологий. Для получения максимально достоверных результатов тестирование повторяют несколько раз

В некоторых случаях нейропсихологической диагностики может оказаться недостаточно. При подозрении на органические поражения мозга, при которых нарушается кратковременная память, врачи рекомендуют пройти нейросонографию, МРТ головного мозга, электроэнцефалограмму.

Факторы, влияющие на качество памяти

Важным фактором, влияющим на работу памяти, является доверие к ней

Если человек уверен в том, что он все важное запомнит, не переживает из-за того, что забудет что-либо незначительное, то и память не будет его подводить

Основные факторы, оказывающие влияние на запоминание, лежат в области психологии. Как показывает практика, неудовлетворительная работа памяти в основном происходит из-за страхов, сильных переживаний. Нервное переутомление чревато негативными последствиями. Именно стресс и депрессия являются основными причинами забывчивости. При депрессии ум человека поглощен негативными мыслями. В таком состоянии трудно сконцентрироваться на чем-либо другом

В этом случае важно переключить внимание на какой-либо посторонний момент

На качество памяти оказывают влияние различные седативные препараты, антидепрессанты. Эти вещества тормозят работу нервной системы, что приводит к ухудшению работы памяти. Например, если человек принимает много снотворного, то он впоследствии начинает жаловаться на ухудшение внимания и заторможенность.

Пагубное влияние на работу головного мозга оказывает алкоголь. Употребление алкоголя негативно сказывается на усвоении и хранении нового и замедляет мыслительные процессы. Даже малая доза алкоголя негативно влияет на память, прежде всего, кратковременную.

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

Также негативное влияние на память оказывают курение и кофеин. Курение, также как и алкоголь, оказывает пагубное воздействие, прежде всего, на кратковременную память. А большое содержание в крови кофеина чревато нервозностью, учащенным сердцебиением

А эти факторы притупляют внимание

Еще ухудшение памяти может произойти при травмах головы, различных заболеваниях, авитаминозе и прочих факторах.

Как улучшить память

Важным моментом, влияющим на безупречную работу памяти, является размеренный образ жизни. Этому способствует спокойное, взвешенное отношение к любым жизненным обстоятельствам и позитивный образ мышления.

Для улучшения памяти существуют эффективные способы. Например, можно использовать «переключатель памяти»

Это значит, что в ситуации, когда нужно запомнить что-то важное, можно использовать какой-либо жест. Это могут быть скрещенные пальцы или что-то другое

Этот жест будет сигналом к повышению уровня внимания.

Если нужно вспомнить какую-нибудь ситуацию, следует представить себя в данной ситуации. При этом необходимо подробно описать обстановку, которая сопутствовала этой ситуации. Чтобы найти нужную вещь, необходимо вспомнить ситуацию, при которой последний раз была использована эта вещь. Надо подробно представить, как был использован этот предмет. А затем в памяти будет определено место, где находится нужная вещь.

Чтобы лучше концентрировать внимание, нужно заниматься каким-то одним делом, не распыляясь на несколько занятий сразу. А использование записной книжки помогает сделать все важные дела, не упустив из виду ни одно из них

Семь принципов качественной памяти

Принцип паузы позволяет сделать небольшой перерыв в делах

Он позволяет избежать какого-нибудь поспешного решения.
Используя принцип расслабления, человек повышает концентрацию внимания и снимает блокировку механизмов памяти, которая получилась в результате спешки или стресса.
Принцип осознания позволяет сконцентрироваться на наиболее важном. Этот метод также позволяет лучше запоминать окружающие обстоятельства.
Визуальная проработка дает возможность запомнить, например, расположение предметов
Это позволяет также обратить внимание на разные мелочи, которые могут играть важную роль.
Во время вербальной проработки человек как бы оставляет личный комментарий относительно окружающих событий

Такая собственная оценка событий помогает лучшему запоминанию обстоятельств.
Оценка событий с использованием категорий дает возможность классифицировать любое событие по нескольким признакам
Этот принцип позволяет затем лучше вспомнить эти события.
Просмотр и периодическое использование информации позволяет легче запомнить материал, а затем быстро извлечь его из памяти. Если постоянно обращаться к каким-либо фактам, они лучше запоминаются.

Популярные статьи  Нейропатическая боль: причины и симптомы

Описание методов исследования памяти

Первый способ запоминания был разработан Лурия А.Р. Он проводится с целью:

  • оценки состояния памяти;
  •  оценки утомляемости;
  • оценки активности внимания.

Для этого способа необходим протокол с 9-ю короткими не взаимосвязанными односложными и двусложными словами (рис.1).

Рисунок 1. Протокол обследования памяти

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

Ход анализа:

  1. Психолог призывает испытуемого к вниманию. Затем читает несколько слов, которые в последствии человек  должен произнести столько, сколько запомнил в любом порядке.
  2. Далее психолог повторяет слова, которые после личность должна повторить в любом порядке.

Замечание 1

Далее эксперимент продолжается в таком же ключе. Опыт повторяется примерно 5-6 раз, а после окончания через час испытуемый должен повторить слова снова.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Каждый этап обследования фиксируется в протоколе (рис.1). Под каждым воспроизведенным словом ставиться крестик, который соответствует номеру попытки. Лишние слова, произнесенные человеком, фиксируются в специальной графе. Спустя час испытуемый повторяет слова, которые запомнил. В протоколе они фиксируются кружочками.

По полученным данным создается график «кривая запоминания» (рис.2), по которому делается вывод касательно особенностей запоминания. У здоровых людей воспроизведение слов увеличивается, у больных – уменьшается, происходит, так называемое, «застревание» на лишних словах. Наличие в большом количестве лишних слов говорит о расторможенности, расстройстве сознания. У взрослого с нормальной памятью к 3-му повторению воспроизводится правильно до 9-10 слов.

Рисунок 2. Форма для построения кривой запоминания

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

Кривая запоминания показывает:

  • ослабление внимания;
  • ярко-выраженную утомляемость (фиксируется, если человек воспроизвел сразу 8-9 слов, а после их количество снизилось. Это говорит о забывчивости и рассеянности испытуемого).

Если кривая запоминания имеет зигзагообразный характер, то она говорит о неустойчивости внимания. Кривая в виде плато говорит об эмоциональной вялости. Число слов, которые были воспроизведены час спустя, говорят о долговременной памяти.

Цель данной методики на память  — изучение образной памяти. Такой метод может использоваться и для профориентации.

Для этого необходима таблица с образами (рис.3) размером ½ листа А4.

Рисунок 3. Примерный материал

Процесс: исследователь сначала показывает таблицу с образами и дает задачу испытуемому – за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Спустя установленное время психолог убирает таблицу, после чего человек должен нарисовать или описать словами образы, которые запомнил.

Далее оцениваются результаты. У здорового человека будет наблюдаться 6 и более правильных ответов (рис.4).

Рисунок 4. Форма таблицы результатов

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

Последняя методика на память проводиться с целью оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Для опыта нужна таблица с 12-ми двузначными числами размером ½ листа А4 (рис.5).

Рисунок 5. Примерный материал

Процесс: исследователь предоставляет таблицу с числами. Задача испытуемого за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. После таблица убирается, и человек должен записать все то, что запомнил.

Далее результаты оцениваются по количеству правильно воспроизведенных чисел. Максимальное количество запоминания оперативной, или кратковременной памяти – 10 цифр, средний уровень – 6-7 цифр.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Как не забыть

Сенсорная память — это возможность запомнить большой объем информации через привязку к органам чувств. Но в процессе изучения и переработки большая часть фактов забывается.

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

Чтобы этого не произошло, психологи советуют придерживаться простых, но эффективных методов:

Повторение. Рекомендуется повторять новые факты три-четыре раза на протяжении нескольких часов

Важно в процессе переключаться на другие моменты и потом снова возвращаться к нужному источнику.
Забывание в первые несколько дней происходит быстрее, нежели в другие периоды. Если связать факты с образами или эмоциями и вспоминать о них через неделю, то информация усвоится быстрее.
Повторять перед началом забывания

Удержать информацию в голове намного легче, если сконцентрироваться на запоминании в первые недели.
Ассоциации. Составление мысленного потока для нужного факта позволяет запоминать его на долгое время. Какая сенсорная память возможна без визуализации придуманных образов?

Выполнение простых действий даст возможность не только запомнить больше, но и научиться систематизировать полученные знания. Развитие кратковременной сенсорной памяти является прекрасной возможностью укрепить процессы запоминания.

Сенсорный тип

Вид запоминания, что основан на влиянии стимулов на органы чувств. Может быть долговременной, если раздражители были сильными. Процесс не воспринимается отдельно от других видов, ведь сочетает в себе комплексную работу не только коры головного мозга, но также и нервной системы, и организма в целом.

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

Особенностью вида является возможность сохранения воспоминания после прекращения стимуляции. Сенсорная память — это комплексный процесс, способствующий быстрому усвоению фактов.

Между этим и кратковременным видом описываемого процесса выделяется промежуточный элемент — оперативная память. Она позволяет выполнить действие или процедуру на механическом уровне, не задумываясь о деталях выполнения. Этот сенсорный тип памяти связан с физическими процессами. По мере выполнения работы некоторые элементы могут забываться. Если информация затрагивает кору головного мозга, то части оперативного запоминания переходят в кратковременный тип.

В структуре сенсорного вида выделяется несколько уровней:

  • Непосредственный. Сюда относится сенсорная память, какая состоит из двух дополнительных элементов.
  • Кратковременный.
  • Долговременный.

Независимо от того, какой тип памяти преобладает в плане восприятия и переработки информации, его можно тренировать и увеличивать запасы фактов. А составление правильной классификации материала позволяет быстрее найти нужное.

Экспертное исследование памяти

Существует несколько законов, которые были получены из различных исследований, экспериментов и тестов. Мы хотели бы рассказать о законе Миллера и законе Хика.

Этот закон был получен в исследовании Джорджа Миллера в 1956 году, которое было опубликовано под названием “Волшебное число семь плюс-минус два: пределы нашей способности обработки информации”. Миллер утверждает, что кратковременная память человека может удерживать и обрабатывать около 5-9 объектов или частей информации за раз. Очевидно, это обобщенная формулировка, которая зависит от множества факторов, включая природу информации.

Более поздние исследования Ричарда Шиффрина и Роберт Нософски более глубоко исследовали кратковременную память. Авторы обнаружили, что количество объектов, которое может запомнить человек, зависит от их природы. В среднем, это число составляет семь для цифр, шесть для букв и около пяти для слов. Так мозг может быстро обрабатывать информацию, определять её характер и связь с объектами, находящимися в долговременной памяти.

Популярные статьи  Снижение памяти и внимания после COVID-19: как восстановить?

С точки зрения дизайна, эта информация играет ключевую роль в создании понятного макета. Когда в интерфейсе присутствует слишком много деталей, это можем создать напряжение и разозлить пользователя, даже если он не понимает причину этого раздражения.

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

С первого взгляда этот закон не относится к памяти, но связь существует. Память — это один из механизмов, который защищает человека от негативного опыта. Чем больше вариантов есть у человека, тем больше они отвлекаются на разнообразные ассоциации, и невозможно предсказать, будут они хорошими или плохими в конкретном случае. Также слишком большой выбор перегружает память человека, и она не может обработать все данные. В частности, этот фактор важен в контексте платформ для онлайн-продаж, которые должны сохранять баланс между тем, чтобы дать пользователю всю необходимую информацию, но не ошеломить его/её слишком большим количеством вариантов. Одно из главных испытаний UX-дизайнера — это найти  эту гармонию.

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

Характеристика кратковременной памяти

Данный вид памяти представляет собой один из психических процессов, которому свойственно ограниченное по времени хранение информации (не более 30 секунд) и ограниченное по количеству удержание элементов (5-9 единиц). Информация поступает на кратковременное хранение с помощью сенсорных ощущений. Важным моментом, способствующим «отбору» материала, является направленность внимания человека на те или иные объекты.

При этом хранятся только актуальные на данный момент времени знания. После того, как эти знания утрачивают актуальность для человека, они, как правило, забываются или переходят в долговременную память.

Данный вид памяти особенно чувствителен к внешним воздействиям. Так, при любых отвлечениях человек может быстро забыть информацию, которую хотел запомнить.

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

Особенности кратковременного запоминания

Несмотря на то, что кратковременная память хранит данные относительно небольшой промежуток времени, она включает в себя важные процессы переработки получаемого материала:

кодирование. Чтобы определённый информационный блок попал в краткосрочное хранилище, он должен представлять непосредственную значимость для человека. Только значимая информация осознанно воспринимается и запоминается, пусть и на довольно короткий срок. К примеру, многие и не вспомнят дословно весь разговор с начальником, а воспроизведут лишь ту его часть, которая представляла ценность и смысл.
хранение. Единственная особенность хранения воспоминаний — ограничение удерживаемых в памяти объектов. Так, кратковременная память у детей способна одновременно хранить не более 5-6 элементов (цифр, слов, образов) одновременно. У взрослых же объём запоминаемых элементов составляет 7-9

Однако нужно принимать во внимание индивидуальные особенности запоминания.

В психологии одной из разновидностей кратковременной памяти считается оперативная память. Данный вид рассчитан на хранение конкретного материала в заранее известном временном диапазоне.

Оперативное запоминание во многом определяется значимыми для человека на тот или иной момент задачами. К примеру, оперативная память помогает школьникам запомнить материал к завтрашнему уроку, после чего информация может перейти на более длительное хранение или же вовсе вытесниться.

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

UX-дизайн и базовые знания о памяти

В общих словах, память — это естественное хранилище данных в мозге человека. Она реагирует на внешние стимулы, сохраняет информацию, обрабатывает её и организует разными способами. Также она дает человеку доступ к необходимым данным. Однако она не является идеальным механизмом и на неё влияет множество различных физических и эмоциональных факторов.

Психологи выделяют три типа памяти:

  • сенсорная память хранит информацию в короткие моменты времени, когда мы воспринимаем что-либо своими органами чувств, зрением, слухом или осязанием;
  • кратковременная память (рабочая память) позволяет человеку запомнить информацию на короткий период времени без повторений;
  • долговременная память хранит большое количество разнообразных данных, которые могут храниться долгое время, потенциально до конца жизни.

Эффективные методы запоминания информации в долговременной памяти — это повторения и ассоциации. На схеме ниже мы можем видеть базовый маршрут движения информации от первичного стимула к долговременной памяти.

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти

Создавая поток взаимодействий на веб-сайте или в мобильном приложении, UX-дизайнеры должны учитывать этот фактор. Конечно, они должны стремиться к долговременной памяти, которая сохранит данные о приложении и позволит пользователю легче использовать интерфейс со временем. Знание этих шагов поможет дизайнерам составить эффективную стратегию восприятия данных и необходимых повторений, а также правильно организовать данные на экране и усилить архитектуру информации продукта.

Взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Между этими понятиями существует тесная взаимосвязь. Те знания, которые представляют для человека особый интерес, переходят в долговременную память. А уже из неё затем периодически извлекаются необходимые информационные блоки, которые попадают в кратковременную память.

Взаимодействие этих видов памяти наблюдается постоянно и именно оно характеризует качество запоминания и усвоения определённых сведений, а также способность человека к извлечению и воспроизведению ранее полученных знаний.

Таким образом, долговременное и кратковременное хранение информации выполняют важные функции при запоминании и воспроизведении материала. Кратковременная хорошо поддаётся тренировке и развитию при выполнении специальных упражнений. Долговременная тоже может быть развита, но для этого требуется гораздо больше времени и усилий.

Независимо от того, с какой целью человек запоминает ту или иную информацию, она обязательно будет изначально храниться в кратковременной памяти. В дальнейшем данные либо утрачивают свою актуальность и вытесняются, либо переходят на долговременное хранение для того, чтобы в необходимый момент можно было их воспроизвести. Тем, кто желает развивать свою память, нужно постоянно упражняться в запоминании материала, способности воспроизводить его через некоторое время.

Отличие кратковременной памяти от оперативной и долговременной видов памяти

Поскольку кратковременная память тесно связана с выполнением какой-либо задачи — например, выучить билет к экзамену, либо запомнить список покупок, за которыми нужно отправиться в ближайшее время, она тесно связана с оперативной (рабочей) памятью.

При этом оперативная память позволяет работать с данными, поступившими в кратковременную память — подскажет цифры телефонного номера, чтобы вы успели их записать, либо напомнит, зачем вы вышли в другую комнату — а затем сотрет ненужную более информацию.

Но почему же мы до сих пор помним, что 2*2=4, что день рождения любимой бабушки в Июне, или то, что Архимед кричал “Эврика!”? Дело в том, что эти и другие подобные факты перешли в долговременную память

Именно там хранятся те данные, которые мы повторили достаточное количество раз, чтобы убедить мозг в их важности и актуальности

Таким образом, кратковременная память — это та самая золотая середина, которая лежит между оперативной и долговременной видами памяти и “отфильтровывает” нужные воспоминания от ненужных, сохраняя первые и стирая вторые.

Почему рабочая память так важна?

Всякий раз при выполнении задач, требующих рассуждения, понимания и обучения, мы используем свою рабочую память. Она позволяет хранить важную информацию в мозге, в то время как мы одновременно делаем что-то еще.

Популярные статьи  Учёные нашли способ остановить нейродегенеративные процессы после травм и нарушений сна

Это кратковременный накопитель для мыслей и идей, которые можно обработать, организовать и интегрировать, чтобы:

  • решить проблему;
  • принять решение;
  • найти объяснение;
  • прийти к выводу;
  • спланировать дальнейшие шаги.

Если вы отвечаете на вопрос при помощи импровизации, ваша рабочая память — это то, что позволяет загрузить то, что вы хотите сказать, в так называемую когнитивную очередь, одновременно с этим разговаривая.

При чтении книги или статьи, ваша рабочая память также играет большую роль. Понимание текста требует, чтобы вы:

  • помнили информацию, которую прочитали раньше;
  • усваивали то, что читаете сейчас;
  • связали это;
  • сделали вывод.

При написании статьи или эссе, человек также использует рабочую память. Например, он прочел что-то интересное о теме своего исследования в интернете и теперь должен держать это в уме, пока не запишет.

Во время спора или полемики вы также должны удерживать слова собеседника в памяти, чтобы оперировать ими и цитировать в случае необходимости. Один из излюбленных приемов манипуляторов состоит в том, чтобы бомбардировать нашу память огромным количеством данных

Важно понимать и это, чтобы не попадаться на их удочку

Рабочая память также играет ключевую роль в концентрации и внимании. Она не только позволяет хранить соответствующую информацию в мозге, но и игнорировать отвлекающие мысли.

Это значит, что если вы развиваете свою рабочую память, то учитесь концентрироваться на долгие периоды времени, а также полностью погружаться в ту или иную тему.

Но есть одна проблема: в нашем быстро меняющемся, стрессовом мире, полном отвлечений, рабочая память ослабевает. Большинство людей страдает от информационной перегрузки из-за социальных сетей, СМИ или рекламы.

Нужно проявлять ментальные, сознательные усилия для того, чтобы понимать, какая информация является самородком, а какая — мусором. Беспокойство и стресс, вызванные раздражителями, также снижают способности рабочей памяти.

Вот некоторые частные случаи, указывающие на необходимость развивать свою рабочую память:

  • Во время разговора вы хотите что-либо сказать, но к тому моменту, когда собеседник заканчивает свою речь, мысль полностью вылетает из вашей головы.
  • Вы постоянно не можете вспомнить, куда дели ключи, кошелек или телефон, хотя только что держали их в руках.
  • Вы часто забываете содержание разговора через минуту после того, как он закончился.
  • Вас очень легко отвлечь.
  • Вам нужно постоянно перечитывать абзац, чтобы полностью понять и сохранить в памяти информацию.

Способы улучшения

Что даёт тренировка кратковременной памяти:

  • способность быстро оценивать ситуацию;
  • связное восприятие материала;
  • улучшение навыков чтения и понимания прочитанного/услышанного;
  • усовершенствование математических способностей;
  • успешное выполнение мелких повседневных задач;
  • умение правильно планировать ежедневные дела.

Чтобы улучшить кратковременную память, можно воспользоваться следующими методиками:

  • «тренажёрный зал для мозга», который развивает когнитивные функции — существует в многочисленных онлайн-версиях;
  • повторение: нужно многократно в течение определённого времени воспроизводить одну и ту же информацию;
  • упрощение (укрупнение): преобразуйте материал так, чтобы он легче запомнился;
  • образное мышление: метод ассоциаций и здесь остаётся лучшей методикой, позволяющей развить КВП;
  • эмоциональный компонент: заставьте информацию, которую нужно запомнить, вызвать яркую эмоцию;
  • мотивация: убедите себя в том, что этот образ вам жизненно необходим.

Полезными окажутся любые интеллектуальные игры, разгадывание кроссвордов, заучивание наизусть стихов и песен, изучение иностранного языка. На развитие кратковременной памяти также влияет образ жизни, который ведёт человек. Поэтому, если хотите её улучшить:

  • высыпайтесь;
  • откажитесь от алкоголя и курения;
  • принимайте меньше лекарств;
  • избегайте стрессов;
  • правильно питайтесь;
  • чередуйте умственную и физическую работу, труд и отдых;
  • дышите как можно больше свежим воздухом;
  • постоянно тренируйте когнитивные способности, развивайте интеллект.

При наличии серьёзных проблем врач может назначить препараты для восстановления кратковременной памяти:

  • ноотропы (ускоряют проводимость нервных импульсов): Пирацетам, Глицин, Пантогам, Аминолон, Фенибут, Ноопепт, Диваза;
  • нейропротекторы (улучшают мозговое кровообращение): Циннаризин, Кавинтон, Фезам, Трентал, Гинкго билоба;
  • гомеопатические средства (активизируют мозговую деятельность): церебрум композитум, золотой йод, мемория, полимнезин.

От качества кратковременной памяти напрямую зависит объём и точность долгосрочной

Поэтому так важно начинать именно с её тренировки. При возникновении серьёзных проблем (провалов, полной или частичной потери) необходимо своевременно обращаться за помощью к специалистам

Виды краткосрочной памяти

Кратковременную память подразделяют на несколько видов, ориентируясь на то, как она кодируется.

Звуковая (аудиальная)

Информация поступает через орган слуха. Чтобы она зафиксировалась, недостаточно только услышать

Важно проговорить информацию вслух или повторить молча. В противном случае поступившая информация исчезнет спустя 30 секунд

Зрительная (визуальная)

Информация поступает через орган зрения. Для переведения картинки с уровня кратковременной памяти в длительную необходимо провести фонологическое кодирование  —  проговорить несколько раз то, что человек видит (вслух или про себя), подобрать ассоциации к увиденному.

Кинестетическая  (тактильная)

Процесс запоминания через тактильные ощущения. Этот вид памяти активно работает не у всех людей. Кинестетики должны прикоснуться к вещи, подержать ее в руках, почувствовать ее тепло или холод, текстуру поверхности, вес, чтобы усвоить и закрепить информацию о ней.

Люди с хорошо развитой аудиальной памятью легко воспроизводят услышанную информацию. Визуалы для интеграции новой информации в память должны увидеть ее в виде рисунков, схем, конспекта. Запомнить информацию кинестетикам помогают практические работы и эксперименты.

Память человека: новейшие исследования

Ученые постоянно проводят эксперименты, позволяющие узнать новые факты о функционировании человеческой памяти.

Почему не запоминаются сны

Ученые австралийского университета Монаша выяснили, почему содержание снов так быстро выветривается из памяти. Как оказалось, это связано с малой активностью гиппокампа — части головного мозга, отвечающей за передачу сведений из кратковременной памяти в долгосрочную.

Именно так, согласно популярной легенде, поступил химик Менделеев, которому приснилась периодическая система элементов.

Забывчивость необходима

Нейробиологи и психологи из Канады подтвердили, что для эффективной работы с информацией важно не только запоминать ее, но и забывать. Выяснилось, что данное свойство памяти позволяет оптимизировать принятие решений, отбрасывая лишние детали и фокусируясь на главном

Таким образом, содержание событий, бесед и прочитанных страниц «конспектируется» в мозгу. Ранее же считалось, что человек не может что-то запомнить дословно из-за отказа механизмов хранения информации.

Настоящий интеллектуал запоминает не всё подряд, но лишь то, что имеет действительную ценность и позволяет ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Создана модель для изучения работы кратковременной памяти
Диагностика остеоартроза