Ученые узнали, как мозг отличает речь от шума

Что происходит с мозгом, когда мы говорим сами с собой?

Многое о функциях и устройстве внутренней речи может рассказать нейровизуализация. Чтобы посмотреть, что происходит с мозгом во время внутреннего монолога, используют два разных подхода:

  • человек произносит одни и те же слова вслух и про себя,
  • участник исследует свободное блуждание мыслей.

Оба подхода имеют и преимущества, и недостатки. Например, во время выполнения первого типа заданий исследователь не может контролировать, точно ли испытуемый произносит слово или думает о чем-то своем. А второй тип заданий не обязательно связан с внутренней речью: размышляя, человек может и использовать внутреннюю речь, и представлять себе образы, и переживать эмоции.

С помощью первого подхода ученые обнаружили, что, когда человек намеренно произносит что-то про себя или вслух, активна нижняя лобная извилина (область Брока). Она же работает и у людей с потерей слуха, когда они используют внутренний язык жестов.

Интересно, что во время внутренней речи активируется еще и дополнительная моторная кора, которую обычно связывают с работой мышц голосового аппарата, а у людей с потерей слуха — зоны, отвечающие за движения рук. Это значит, что во многом внутреннюю и внешнюю речь обеспечивают одни и те же участки мозга.

Второй подход помог связать внутреннюю речь с сетью пассивного режима мозга: она активируется, когда мы позволяем мысли блуждать «самостоятельно».

Американские и австрийские ученые выяснили, что в таком рассредоточенном и несфокусированном состоянии у людей происходят озарения, когда они находят ответы на мучившие их до этого вопросы. Можно предположить, что часть таких инсайтов генерируется в виде словесных мыслей, и именно таким образом внутренняя речь связана с состоянием пассивной работы мозга.

О сети пассивного режима пока что известно немного, но мы знаем, что она может быть очень важна для конструирования ощущения «я», построения ментальных карт сознания других людей и формирования чувства времени. То есть, кроме творческих инсайтов, она может отвечать и за экзистенциальные абстракции.

Ученые узнали, как мозг отличает речь от шума

Выходит, появление вербальных мыслей «из ниоткуда» связано с сетью пассивного режима, а вот их намеренное удержание с лобно-теменной сетью. То есть если мы пользуемся внутренней речью, чтобы побыть наедине с собой, то активны одни зоны мозга, а в ситуации, когда внутренняя речь помогает решать задачи, — другие.

Когда мы используем внутреннюю речь, чтобы повторить что-то про себя или проиграть важный разговор в голове, она похожа по организации на внешнюю

При этом такая речь активизирует зоны мозга, связанные с направленным вниманием, контролем, планированием поведения и готовностью к реальному физическому действию, — помогает собраться и действовать

А когда внутренняя речь появляется как бы сама по себе, она связана с обширной и очень важной для нашего психического здоровья сетью пассивного режима мозга

Нравится ли мозгу музыка

Если вы считаете, что на планете нет людей, которым бы музыка любого направления не нравилась вообще, то ошибаетесь. Ученые говорят, что примерно 5% населения Земли абсолютно равнодушны к музыкальным звукам. Сотрудники университета Макгилла (Канада) сравнили процессы, происходящие в головном мозге меломанов и людей, не переносящих музыку.

Оказалось, что у антимеломанов во время прослушивания любой мелодии не активизируются участки мозга, призванные обрабатывать звуковые сигналы. Также выяснилось, что в их организмах на фоне музыки не вырабатываются гормоны удовольствия.

Но в то же время эти участки мозга у антимеломанов не всегда «молчат». В остальных случаях они реагируют вполне адекватно. Почему так происходит, исследователям еще предстоит разобраться. А пока известно, что на фоне прослушивания мелодий у большинства людей улучшается настроение, проходят депрессии, апатия, то есть музыка определенно благотворно влияет мозг, можно сказать, что она ему нравится.

Международная группа ученых провела исследование, в рамках которого доказала, что любовь к мелодиям у людей закладывается на генетическом уровне и тесно взаимосвязана с выработкой дофамина (нейромедиатор головного мозга, отвечающий за чувство удовольствия). И чем больше прослушиваемая мелодия нравится человеку, тем больше дофамина вырабатывает организм.

Как разные мелодии влияют на наши эмоции

Исследования показывают, что музыка способна воздействовать на нейронную сеть головного мозга, стимулируя тем самым определенные эмоции и вызывая изменения в настроении. Наверное, многим приходилось наблюдать за тем, как маленькие дети под понравившуюся им мелодию сначала начинают улыбаться, а затем двигаться в такт. Еще один пример – колыбельные песни. В течение веков во всех странах мира матери поют малышам песни. Дети слушают, успокаиваются и засыпают. Нередко и сами мамы засыпают под колыбельные, причем даже раньше малышей.

Одной из причин таких эмоциональных изменений является гормон окситоцин, выработка которого активизируется на фоне услышанного пения. Именно этот гормон называют причиной тесной взаимосвязи между матерью и ребенком, слушающим колыбельные.

Исследователи предполагают, что окситоцин снижает активность участков головного мозга, отвечающих за страх и тревогу, поэтому выброс гормона делает человека более спокойным и доверчивым. В некоторых случаях окситоцин препятствует выработке кортизола – гормона стресса. Кроме того, ученые обнаружили, что прослушивание музыки способствует выработке гормона дофамина, отвечающего за чувство удовольствия.

Что для мозга лучше: веселая или грустная мелодия

Группа ученых из Финляндии и Великобритании обнаружила, что даже грустные мелодии могут вызывать в головном мозге процессы, которые улучшат настроение. Подводя итоги наблюдения, исследователи указали на то, что люди, как ни странно, испытывают особый вид удовлетворения и эмоций во время просмотра трагических фильмов или прослушивания грустных песен.

Свой вклад в изучение сделали и японские ученые. Они определили, что грустные переживания для нашего мозга обычно ассоциируются с романтическими чувствами, а некоторым людям в состоянии печали полезно слушать минорную музыку, так как она действует на мозг как психологическая уловка – позволяет легче пережить собственную трагедию.

В это же время мужской и женский мозг по-разному реагирует на грустную и агрессивную музыку. У женщин на фоне таких мелодий активизируется часть мозга, отвечающая за эмоциональный контроль. У мужчин все происходит наоборот. Поэтому сильному полу в состоянии грусти минорные мотивы лучше не слушать.

Интересный эксперимент с прослушиванием мажорных и минорных мелодий провели ученые из Ирландии. Они нашли подтверждения тому, что прослушивание определенной музыки может повлиять на восприятие эмоций другого человека. Участникам эксперимента дали несколько фотографий незнакомцев и попросили определить, какую эмоцию передает выражение лица. В итоге оказалось, что под веселые мелодии люди рассматривали в незнакомых лицах счастье, под грустные напевы в тех же самых фотографиях испытуемые видели нейтральную или печальную мимику.

Можно ли прочитать вербальные мысли других людей?

Как же использовать это на практике? Возможно ли, зная, как активируется мозг, восстановить внутреннюю речь человека?

Эти идеи давно витают в научном и предпринимательском сообществе. Илон Маск, основавший компанию Neuralink, говорит, что преследует не только утилитарные цели вроде создания имплантов для пациентов с травмами мозга, но и хочет «улучшить» людей. Например, с помощью вживления чипов в мозг научить нас обмениваться мыслями напрямую. Идея, достойная классиков фантастической литературы, — но так ли она далека от реальности?

Исследователи несколько десятилетий пытались выяснить по паттернам активации, что происходит во внутреннем мире человека.

Общая идея экспериментов по декодированию активации мозга такова: человеку какие-то объекты (скажем, ботинок или лошадь), а ученый видит с помощью сканера функциональной МРТ, какой паттерн активации соответствует этой картинке. После этого компьютер обучают связывать два параметра и узнавать, что видит испытуемый, лишь по активности мозга. Этот же принцип применили для визуализации снов человека. Спящих в сканере участников эксперимента будили, спрашивали, что им только что снилось, и на основе этого обучали компьютер привязывать активность мозга к содержанию сна.

Проблемы начинаются, когда ученые пытаются классифицировать паттерны активации мозга, соответствующие чему-то более сложному, чем просто зрительный опыт.

Что значит «думать словами»?

Рассел Холберт, американский психолог и специалист по внутренней речи, , что людям доступно пять видов внутреннего опыта:

Внутренняя речь — разговор с самим собой, прослушивание внутреннего голоса, часто похожего на ваш собственный.

Внутреннее видение — представление места или предмета, о котором человек думает.

Несимволизированное мышление — например, проявление интереса или намерения до того, как мы начинаем более подробно думать, в том числе словами.

Переживание чувств — эмоциональный ответ, который часто сопровождается физиологическими реакциями и содержит в основном оценку ситуаций.

Сенсорное осознание — обращение внимания на какой-то аспект (зрительный или слуховой) окружающего мира, не по собственному желанию, а из-за того, что он привлек наше внимание через сенсорные каналы.

Чтобы выявить это, ученые выдавали участникам эксперимента специальное устройство из бипера и наушника, которое нужно было носить постоянно. Бипер подавал сигнал в наушник с рандомной периодичностью, и испытуемым нужно было записать всё, что происходило у них в голове на тот момент.

Большинство людей действительно могут словесный диалог у себя в голове, но это не значит, что все наши мысли вербальные. У разных людей может быть от 0 до 75% мыслей, выраженных словами.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Что происходит

  • Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (UCSF) опубликовали исследование, результатом которого стало создание «речевого нейропротеза». Данный аппарат позволяет людям с обширным параличом общаться предложениями, переводя сигналы из мозга в текст на экране компьютера.
  • Разработанное устройство позволило впервые успешно декодировать целые слова на основе мозговых импульсов человека, не способного говорить из-за паралича.
  • Эдвард Чанг, профессор неврологической хирургии в UCSF и автор исследования, сосредоточился на изучении областей мозга, отвечающих за речевой аппарат.
  • Тестирование результатов проходило с участием пациента-добровольца, который лишился возможности говорить из-за обширного паралича. На поверхности его мозга исследователи установили электроды, а нейронную активность при намерении произнести слова анализировал специальный компьютер. Таким образом устройство научилось различать 50 слов, из которых можно составить более 1000 предложений.
  • Средняя скорость распознавания речи «речевым нейропротезом» составляет 15,2 слова в минуту, — намного быстрее, чем у альтернативных синтезаторов речи.
  • В настоящее время команда работает над увеличением словарного запаса. Также исследователи планируют привлекать большее число участников.

Ученые узнали, как мозг отличает речь от шума

Экономика инноваций

Как инновационный нейроимплант помогает восстанавливать память

Музыка и терапия

Музыкотерапия используется современными психологами все чаще. Нервная система по-разному  реагирует на радостную и грустную музыку. Участники эксперимента слушали разную музыку и интерпретировали выражение лица, которое им показывали на снимке. При прослушивании мажорной музыки, лицо казалось веселым, а грустная, минорная музыка заставляла воспринимать нейтральное выражение как печальное.

Музыка– средство общения, которое несет в себе мощный эмоциональный заряд. Интересно, что прослушивание грустных песен и мотивов помогает справиться с депрессией, когда веселая музыка наоборот ухудшает состояние больного.

Помимо психотерапии музыка используется и в других областях медицины

Исследования показывают, что она положительно влияет на память и внимание людей, перенесших инсульт. Причем самым благотворным является влияние классической музыки на мозг

Особый интерес представляет музыка Моцарта и так называемый эффект Моцарта. Как мы уже говорили, при прослушивании музыки активизируются разные участки головного мозга. Однако от музыки Моцарта активизируется практически вся кора мозга. Причины такого влияния музыки Моцарта неизвестны, но факт остается фактом.

Музыка и медицина

Новое исследование

Вопрос связи деменции и нарушения различения слов на фоне шума изучен мало. Чтобы уточнить его, ученые из Оксфордского и Гамбургского университетов провели крупное исследование. Они проанализировали данные о 82 тысячах участниках британского Биобанка. Те были старше 60 лет, наблюдение длилось около 11 лет. Каждый из них прошел тест по различению слов в шумной обстановке, приближенной к условиям реальной жизни.  

Ученые обнаружили, что у людей со сниженной способностью различать звуки в шумном окружении риск деменции был выше на 61%, а со слабой способностью – на 91% по сравнению с риском у людей, которые слышали хорошо.

Влияние разных звуковых частот на мозг

Не только направление музыки и ее громкость являются решающими в плане воздействия на головной мозг. Каждая нота имеет определенную частоту, которая тем или иным образом влияет на нервную систему. И это также надо учитывать, составляя плей-лист с целью вызвать те или иные реакции в головном мозге, повлиять на самочувствие.

Волны Уровень герц Создаваемый эффект Когда слушать
Бета 14-40 Пробуждение, активизация сознания, прилив сил Для повышения работоспособности и энергичности
Альфа 8-14 Спокойствие, расслабление Для медитации, расслабления, во время перерывов на работе, для активации творческого настроения
Тета 4-8 Глубокая релаксация Когда хочется помечтать, уйти в состояние глубокого расслабления
Дельта 0-4 Глубокий сон без сновидений Когда необходимо быстро восстановить силы и отдохнуть

Музыка способна улучшать здоровье, сделать нас счастливее, умнее и активнее. Исследователи из разных стран нашли множество подтверждений того, что разные мелодии в той или иной степени влияют на наш мозг. Конечно, это еще не повод в корне менять свои музыкальные предпочтения. Слушайте то, что вам нравится и помните, что мелодия в наушниках в первую очередь должна приносить удовольствие, но не забывайте про безопасный уровень громкости. Руководствуйтесь своим вкусом и предпочтениями, хотя прислушиваться к советам исследователей иногда также будет не лишним.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Дружикина Виктория Юрьевна

Специальность: терапевт, невролог.

Общий стаж: 5 лет.

Место работы: БУЗ ОО «Корсаковская ЦРБ».

Образование: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева.

Другие статьи автора

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Музыка и дофамин

В мозгу человека есть центры удовольствия. Если происходит что-то приятное, там вырабатывается специальный гормон – дофамин. Не вдаваясь в химию, дофамин – это такая штука, которая отвечает за то, чтобы было хорошо. Он вырабатывается во время секса, когда мы едим что-то вкусное, испытываем приятные переживания, а еще при прослушивании любимой музыки. Когда мозг вырабатывает мало дофамина — можно впасть в депрессию.

Входе одного эксперимента группе испытуемых предложили послушать и оценить 60 музыкальных треков. Во время прослушивания мозговая активность испытуемых регистрировалась аппаратом МРТ. Вывод: музыка, которая нравится, сильнее всего активирует область мозга, называемую прилежащим ядром. Эта же область активируется при опьянении и половом возбуждении. Когда нет иного способа повысить уровень дофамина в мозге, послушайте музыку!

Если прослушивание музыки помогает выработать дофамин,  то  занятия музыкой в любом возрасте плодотворно влияют на развитие человека

Перераспределяются психические функции между левым и правым полушариями, развивается моторика и внимание

Ученые узнали, как мозг отличает речь от шумаДофамин

Функции и строение промежуточного мозга

Основную часть головного мозга составляют клетки, которые называются нейроны. Они способны создавать электрические импульсы и передавать данные. Чтобы нейроны могли функционировать, им требуется нейроглия, которая в совокупности является вспомогательными клетками и составляет половину от всех клеток центральной нервной системы. Нейрон состоит из двух частей:

  • аксоны — клетки, передающие импульс;
  • дендриты — клетки, принимающие импульс.

Строение головного мозга:

  1. Ромбовидный.
  2. Продолговатый.
  3. Задний.
  4. Средний.
  5. Передний.
  6. Конечный.
  7. Промежуточный.

Ученые узнали, как мозг отличает речь от шума

Основными функциями больших полушарий является взаимодействие между высшей и низшей нервной деятельностью.

Даже зная, какие отделы головного мозга за что отвечают, невозможно понять работу организма без определения функции промежуточного мозга. Эта часть мозга включает:

  • таламус;
  • гипоталамус;
  • гипофиз;
  • эпиталамус.

Промежуточный мозг отвечает за регулирование обмена веществ и поддержание нормальных условий для функционирования организма.

Таламус обрабатывает тактильные ощущения, зрительные. Определяет вибрацию, реагирует на звук. Отвечает за смену сна и бодрствования.

Гипофиз отвечает за половые гормоны, созревание и развитие.

Эпиталамус контролирует биологические ритмы, выделяет гормоны для сна и бодрствования, реагирует на свет при закрытых глазах и выделяет гормоны для пробуждения, отвечает за метаболизм.

Предыстория вопроса

Вероятность снижения слуха увеличивается со временем: около двух третей людей старше 75 лет слышат хуже, чем раньше. Слабый слух называют среди факторов риска деменции, на которые можно влиять. Ученые указывают, что эта проблема может быть ответственной примерно за 8% случаев деменции.

Профилактика ухудшения слуха – обещающий способ профилактики слабоумия. Однако существуют разные формы тугоухости

Авторы нового исследования указывают, что важно знать, какие из них действительно связаны с деменцией. Дело в том, что возрастное нарушение слуха может быть обусловлено не только его притуплением, но и ослаблением способности понимать речь в шумном окружении

Последняя проблема развивается в связи с нарушением обработки звуковых сигналов в головном мозге. Такие «сбои» обычная аудиометрия, которую использовали в большей части исследований связи деменции с нарушением слуха, определить неспособна: диагностировать это нарушение может только специальный тест.

Ученые пишут, что если сложности с различением слов в шумном окружении связаны с деменцией, то для ее профилактики недостаточно простого усиления звука при помощи слуховых аппаратов. В этом случае могут потребоваться другие методы реабилитации.

Музыка и тренировки

Тренироваться под музыку – полезно. Оказывается, музыка блокирует сигналы мозга об усталости и мотивирует заниматься дальше, открывая новые возможности. Почему-то ученые очень любят исследовать связь музыки и тренировок на велосипедистах. В 1911 американец Леонард Айрес обнаружил, что велосипедисты быстрее  крутят педали под ритмичную музыку, чем в тишине. А в 2012 году ученые узнали, что велосипедисты, которые слушают музыку во время заезда, эффективнее расходуют энергию.

При одних и тех же нагрузках с музыкой и без нее потребление кислорода снижалось и увеличивалось на 7% соответственно. Психологи считают, что пика продуктивности на тренировках помогает добиться музыка с ритмом 145 ударов в минуту.

Конечно, каждый сам выбирает, под что он будет тренироваться, но почему бы не попробовать.

Ученые узнали, как мозг отличает речь от шумаТренировка под музыку — лучшая тренировка

Характер и музыкальные предпочтения: есть ли взаимосвязь

Проанализировав музыкальные предпочтения более чем 35,5 тысячи молодых людей со всего мира, ученые следовали вывод, что любители одинаковых музыкальных направлений имеют много общих черт характер.

По наблюдениям, любители «тяжелой» музыки, как правило, спокойные люди, но среди них есть много лиц с низкой самооценкой. Блюз и джаз больше нравятся творческим, общительным и вежливым людям. А еще такую музыку часто предпочитают высокомерные и нервные личности.

Классике отдают предпочтение чаще всего интроверты с творческими задатками и высоким чувством собственного достоинства, а страстные любители оперы – это, как правило, творческие, открытые и вежливые личности.

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

Регги – выбор людей с завышенной самооценкой, общительных, талантливых, но ленивых. Ритмичные танцевальные мотивы не оставляют равнодушными экстравертов с творческими способностями, но, как правило, плохими манерами. Не самым лучшим воспитанием могут похвалиться любители инди-музыки. Кроме того, среди них часто встречаются очень ленивые и недооценивающие себя люди.

Рэп – выбор общительных, но слегка эгоистичных. Кантри – любимое направление трудолюбивых и коммуникабельных лиц. Но вместе с тем лица с такими музыкальными предпочтениями больше других склонны к суициду.

Слуховое восприятие

Поскольку исследователи сравнивали собственное имя человека с незнакомым именем в первом исследовании, трудно сказать, измеряли ли они реальные различия в слуховом восприятии или различия, связанные со знакомством со стимулами, говорит Моника Дхар, клинический психолог из Университета Антверпена, Бельгия, и ведущий автор исследования 2018 года. Дхар не участвовала в новом исследовании. В ее работе все имена были знакомы участникам, например, это могло быть имя члена семьи.

Но комбинация точности измерений ЭЭГ и включение людей с разных концов спектра аутизма «очень элегантна», считает Робертс. Он добавляет: «Без электрофизиологии у вас не будет временного разрешения для изучения ранних и поздних реакций. А без включения людей с разным уровнем речевых способностей вы не узнаете, как разные события происходят с разными людьми в разные промежутки времени».

Такие данные могут быть важны для клинических специалистов, которые работают с минимально вербальными детьми в спектре аутизма, считает Марго Тэйлор, директор по функциональному сканированию мозга в Детской больнице Торонто, Канада, которая не участвовала в исследовании.

«Терапевтам и другим специалистам, которые занимаются ранним вмешательством с маленькими детьми, будет полезно понять, что они не ориентируются нормальным образом на собственное имя, – говорит Тэйлор. – Это очень базовый навык, и мы считаем, что все дети это делают».

Авторы исследователя говорят, что дальнейшие исследования должны проанализировать реакцию на имя у младенцев и маленьких детей, особенно минимально вербальных. Они также нужны, чтобы подтвердить, предсказывает ли способность к восприятию на слух развитие речевых навыков. Если это так, то клинические специалисты могут использовать неврологические данные в качестве показателя эффективности терапии, хотя ученые предупреждают, что до этого еще далеко.

Шварц говорит, что она надеется, что исследователи, которые специализируются на других расстройствах, связанных с трудностями слухового внимания, например, дислексии и шизофрении, также будут изучать реакции на имя. Она планирует исследовать восприятие речи у маленьких минимально вербальных детей и измерять их речевые навыки в течение продолжительного времени. Подобная работа может показать, почему тяжесть речевых трудностей сильно варьируется у разных аутичных людей.

«Очевидно, что подобные особенности слуховой чувствительности распространяются на весь спектр, – говорит Шварц. – Вопрос в том, до какой степени повышенная слуховая чувствительность реально ограничивает их способность к освоению языка».

Как наш мозг воспринимает звуки

Звук – это не что иное, как волна из механических колебаний, распространяющихся в определенной среде. Он может проходить сквозь жидкости, твердые тела, газы. Когда эта волна, передвигаясь воздухом, достигает нашего уха, а точнее – барабанной перепонки, мы слышим определенные звуки.

Разные звуки, входя во внутреннее ухо, активизируют разные области головного мозга. Что интересно, результат такого влияния часто зависит от музыкальной подготовки человека. То есть у разных людей одна и та же мелодия может вызвать разные эмоции и провоцировать активность разных частей головного мозга. Тем не менее существуют и некоторые общие модели влияния музыки.

Головной мозг – это центр управления человеческим телом. Он состоит из двух полушарий: правого (отвечает за интуицию, творческое начало, воображение) и левого (ответственно за вербальную информацию, аналитическое мышление, логику, языковые способности). То есть правая полусфера мозга обрабатывает информацию интуитивно, визуально и творчески, а левая – путем аналитических размышлений, логики и сложных математических вычислений. Но оба полушария не работают в автономном режиме, а соединены между собой мозолистым телом – сплетением нервных волокон.

Все, что случается с человеком каждую секунду на протяжении всей жизни в той или иной степени воздействует на мозг. И музыка не исключение. Под ее воздействием активизируется обмен информацией между двумя полушариями, позволяя им работать в гармонии. Поскольку музыка – это невербальная информация, она воздействует на правое полушарие. Но как только к мелодии добавляются слова, начинается влияние на левую часть органа. Таким образом, любая песня активизирует обе полусферы. Кстати, как обнаружили ученые, на височную долю мозга (так называемая слуховая кора головного мозга) может влиять не только реально услышанная мелодия, но и воображаемая.

А еще было выяснено, что звуки могут влиять на нейропластичность мозга, то есть его способность к формированию новых нейронных связей. Клетки головного мозга в течение всей жизни взаимодействуют между собой. Но схемы этого взаимодействия могут со временем меняться. Это случается, например, после травм головного мозга или в ходе взросления человека (под действием жизненного опыта меняется и структура головного мозга).

Но как оказалось, есть еще один фактор, способный повлиять на нейропластичность мозга. Это музыка. В ходе научных наблюдений ученые обнаружили, что иногда, когда нейроны теряют возможность взаимодействовать между собой в привычных комбинациях, под воздействием определенных мелодий они начинают прокладывать себе альтернативный маршрут. Так, музыкотерапия помогает восстанавливаться пациентам после тяжелых черепно-мозговых травм (когда пострадала речь или память).

Клетки мозга

Основные клетки называются нейронами. Они занимаются обработкой информации, их количество достигает 20 млрд. Глиальных клеток в 10 раз больше.

Организм тщательно защищает головной мозг от внешних воздействий, расположив его в череп. Нейроны находятся в полупроницаемой мембране и имеют отростки: дендриты и один аксон. Длина дендритов невелика по сравнению с аксоном, который может достигать нескольких метров.

Чтобы передать информацию, нейроны посылают нервные импульсы аксону, который имеет множество ответвлений и соединен с другими нейронами. Импульс зарождается в дендритах и направляется в нейрон. Нервная система — это сложная паутина отростков нейронов, которые соединены между собой.

Ученые узнали, как мозг отличает речь от шума

Задача нейрона заключается во взаимодействии между дендритами. Если возбуждающее действие преобладает над тормозящим, то активируется определенная часть мембраны нейрона. Благодаря этому возникает нервный импульс, который двигается по аксону со скоростью от 0,1 м/с до 100 м/с.

Таким образом, любое запланированное движение формируется в коре лобных долей больших полушарий. Двигательные нейроны отдают команды частям тела. Простое движение активирует функции отделов головного мозга человека. При разговоре или мышлении бывают задействованы обширные части серого вещества.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Ученые узнали, как мозг отличает речь от шума
Нарушение мозгового кровообращения: симптомы, причины, лечение