Что сделать дома?
При несвоевременно начатом процессе восстановления, у пациента наблюдается полный или частичный паралич, нарушения в работе речевого аппарата, потеря памяти, слуха и снижение зрения. Наиболее тяжелые последствия инсульта, — это кома и отечность мозга.
Прежде чем, как восстанавливать правую или левую сторону после инсульта, близкие и родные пострадавшего должны обеспечить:
- Комфорт. Реабилитационный процесс дома требует позитивной атмосферы и комфортной обстановки. Родственникам создать хорошо проветриваемую и освещаемую комнату. Также следует поставить кровать со специальным матрасом, который снизит вероятность возникновения пролежней. Подушка должна обеспечивать хорошую фиксацию головы, изготовленной из неплотного материала.
- Питание. Приготовленная пища должна быть в меру теплой и вкусной. Рекомендуется делить еду на 4-5 приемов, последний из которых подается не позже 2 часов до сна. Блюда готовятся без использования соли, в запеченном или отварном виде. Для уточнения диетических норм, следует обратиться к лечащему врачу.
- Гигиена. Основная проблема, замедляющая процесс реабилитации, — это пролежни, которые появляются при давления твердых кресел, кроватей или при неправильных поворотах и движениях. Чтобы этого избежать, проводить своевременную гигиену тела и каждый день ухаживать за пациентом. Кожа пострадавшего должна содержаться в чистоте, без излишней влажности или сухости.
Также следует расположить домашние вещи таким образом, чтобы человек, перенесший инсульт, смог достать их без поднимания туловища на носки. Рекомендуется накрыть стол слегка влажным полотенцем во избежание скольжения посуды. На ручки таких приборов, как бритвы, расчески, ложки и прочее, следует надеть поролоновую накладку.
Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта
Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:
- Тотальная афазия — полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
- Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
- При сенсорной афазии, наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
- Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
- При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
- После инсульта возможно появление дисфонии — нарушения голоса.
Помимо системных нарушений речи больные после инсульта могут страдать различными видами дизартрии. Из-за затруднений двигательной активности возникают сложности с произношением звуков, речь становится невнятной, слова и фразы искажаются.
Тест для быстрой диагностики обширного инсульта
В домашних условиях можно определить первые признаки нарушения мозгового кровообращения и предупредить развитие обширного инсульта
Они могут проявляться за несколько часов до приступа, и важно их отличить от нормального состояния. Пациент может не понимать опасности происходящего и находиться в хорошем самочувствии, поэтому первичная диагностика ‒ задача окружающих
Врачи Клинического Института Мозга предлагают ознакомиться с простыми тестами, которые следует сразу провести при подозрении на инсульт ‒ они помогут на ранних сроках обратиться за медицинской помощью и повысить шансы на полноценное восстановление.
- Первый способ определить инсульт ‒ попросить человека улыбнуться. При нарушении мозгового кровообращения один из углов рта остается опущенным.
- Второй способ ‒ поднять обе руки перед собой и удерживать их в течение нескольких секунд. Если в норме это упражнение не вызывает затруднений, то при инсульте одна рука либо не поднимается, либо сразу опускается вниз.
- Третий способ ‒ попросить повторить простое предложение. Речь человека может становиться неразборчивой. Также можно задавать простые вопросы о месте нахождения пострадавшего, его имени и дате ‒ он не сможет дать на них четкий ответ.
- Четвертый способ ‒ направить источник света в глаза. При инсульте один из зрачков не реагирует на свет, в то время как второй будет сужаться, а затем расширяться при менее интенсивном освещении.
Важно понимать ‒ не все первые признаки инсульта могут проявляться у одного человека. При совпадении хоть одного из пунктов важно обратиться за неотложной медицинской помощью
На раннем этапе есть вероятность полностью сохранить функции головного мозга и не утратить нервные связи.
Лечебная гимнастика после инсульта. Комплекс упражнений
Использование лечебной гимнастика после инсульта позволяет восстановить двигательно-опорную функцию пациента, возвращая его к нормальной жизни. На первом этапе восстановительного периода, лечебные упражнения выполняются в больнице под контролем лечащего врача.
После выписки, оздоровительная гимнастика проводится под наблюдением родных и близких пациента. Родственники должны соблюдать определенные правила, с помощью которых значительно повышается шанс на полное восстановление.
Какие упражнения должны быть после инсульта
Упражнения после инсульта не должны сопровождаться болезненными ощущениями, в особенности их усилением. Если у родственника все же присутствуют незначительные боли, спустя несколько занятий они ослабеют, — организм привыкнет к физическим нагрузкам, из-за чего делать комплекс упражнений станет намного легче.
Перед проведением лечебной гимнастики после инсульта, тело предварительно разогреть. Для этого хорошо подходит душ или горячая ванная. При их отсутствии, можно воспользоваться горелкой, которая прикладывается на восстанавливаемое место
Эта процедура позволяет снизить болезненные ощущения и скованность в мышечных тканях.
Начинать упражнения с осторожностью, постепенно увеличивая динамику и амплитуду. Родственнику или близкому человеку следить за ходом выполнения физкультуры во избежание боли или неприятных последствий.
Комплекс лечебной физкультуры должен выполняться ежедневно
Предоставить все условия для того, чтобы упражнения вошли в привычку. Выполнение физкультуры каждый день ускорит процесс восстановления.
Главное преимущество восстановительной гимнастики после инсульта, с помощью которого достигается улучшение общего состояния пациента, — это насыщение кровью парализованных частей тела. Правильно выполняемые упражнения способствуют восстановлению мышечной памяти и активизации кровеносных сосудов.
Народные рецепты
Сторонники нетрадиционной медицины высоко оценивают народные методы, применение которых в домашних условиях помогает вылечить нарушение речи после инсульта. Среди наиболее эффективных:
- мумие. Принимают состав в дозировке 1,5-2 мг перед сном в течение 2 недель. Отдохнув 5 дней, курс начинают заново. Повторить его нужно 2-3 раза;
- ножные ванны с хвоей. Они помогают избавиться от психоэмоциональных проблем, мешающих восстановлению речевой функции. Входящие в состав хвои эфирные масла обладают расслабляющим действием;
- шишки хвойных деревьев (ели, сосны, кедра). Из них можно приготовить отвар, спиртовую настойку или варенье. Шишки оказывают общеукрепляющий эффект.
https://youtube.com/watch?v=-xKeGzTgHvY
Прибегать к народным рецептам в лечении последствий инсульта можно, но только в составе комплекса восстановительных мероприятий. Используемые в них вещества способны вызвать аллергию и имеют немало противопоказаний, поэтому применять их рекомендуется по согласованию с врачом.
ОБРАЩЕНИЕ ГЛАВНОГО ВРАЧА:
Зачастую при обследовании пациента врачи обращают внимание лишь на кости, связки, суставы. При этом ничего не говорится о мышцах, функция сокращения которых играет немалую роль в жизни человека
Ослабление мышц приводит к истончению, деформации костей.
К сожалению, распространённые способы терапии лишь усугубляют ситуацию, приводя к ещё более сильным болям, мышечной атрофии и ухудшению качества жизни пациентов.
Эффективное лечение невозможно представить без восстановления мышц. Уникальная методика кинезитерапии заключается в лечебном действии, которое подразумевает, в первую очередь, мышечную активность при методичном выполнении комплекса упражнений на специальных тренажёрах.
Все упражнения выполняются пациентами сидя или лёжа, поэтому излишней нагрузки на суставы и кровеносную систему нет, а наши инструкторы-методисты корректируют технику движений и наблюдают за правильностью выполнения действий.
Помните о том, что заболевания позвоночника и суставов — это ещё не приговор, при желании пациента и верном подходе к лечению всё можно исправить!
Нетрадиционные методы речевой реабилитации
Как вспомогательное средство для стимуляции речевой деятельности людей после инсульта специалисты называют пет-терапию (зоотерапию). Общение с животными вызывает положительные эмоции, снимает внутреннюю напряженность. Если есть возможность, организуйте больному сеанс иппотерапии или дельфинотерапии. Но и простое общение с любимой кошкой или собакой, особенно наедине, служит огромным стимулом к говорению при моторной афазии. Если в доме нет домашних животных, возможно, стоит их завести.
Речевая реабилитация после инсульта – общий труд больного, его родных и профессионалов: логопедов и реабилитологов. Терпение и позитивный настрой – залог успеха в достижении цели.
Варианты гимнастики при разных периодах инсульта
Человеческий организм уникален и обладает способностью регенерировать, то есть восстанавливаться. Реабилитация после инсульта в домашних условиях не поможет восстановить мозговые нервные клетки, но упражнения помогут вернуть человеку двигательную активность, восстановить речь, устранить другие последствия.
Причины инвалидности после такой патологии – отсутствие или нарушение двигательных способностей. Чаще страдает одна, сердечная сторона. Но это не значит, что упражнения должны касаться только левой стороны. Если страдает левая сторона мозга, то паралич возникает с правой стороны и наоборот.
Гимнастика проводится с одинаковой нагрузкой на обе стороны, с подключением регулярного дыхательного комплекса. Эти упражнения могут ограничиваться простым надуванием шариков.
Семантическая афазия
В случае семантической афазии человек может понимать и говорить простые фразы, но не понимает или путает:
- Предложения с пространственными предлогами (в, на, за, под);
- Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- Сравнительные конструкции (Мышь больше слона, или слон больше мыши?);
- Словосочетания со словами в творительном падеже в орудийной функции (размешай чай ложкой);
- Словосочетания со словами в родительном падеже в атрибутивной функции (Это сестра мужа/ Это муж сестры).
При этой форме афазии рекомендуется больше разговаривать с больным и максимально расширить круг общения. Нужно регулярно делать упражнения на проработку проблемных конструкций речи. Полезно при этом использовать визуальный материал, карточки, рисунки.
Комплексы упражнений при инсульте
Гимнастика после инсульта обычно идет на все группы мышц, в том числе дыхательные. Ниже будут рассмотрены основные упражнения на разные группы мышц после инсульта.
Упражнения для рук
Какие есть упражнения на руки:
- пальцы поднять над головой и сомкнуть в замок, наклонять руки из стороны в сторону;
- тянуть правую руку к левому уху, а затем левую руку к правому уху;
- сгибания рук в локтевом суставе без или с весом;
- небыстрые вращения кистей в лучезапястном суставе;
- небыстрые вращения руками в одну и в разные стороны.
Упражнения для ног
Какие есть упражнения на ноги для восстановления ходьбы:
- лежа согнуть ноги и наклонять их влево, а затем вправо;
- лежа на боку согнуть колени и максимально развести их;
- стоя взяться за стену и подниматься на цыпочки;
- ходьба при помощи других людей;
- выполнять махи каждой ногой поочередно, держась за стену.
Упражнения для туловища
Какие есть упражнения на мышцы туловища:
- наклоны корпуса стоя вперед-назад;
- наклоны корпуса стоя вправо-влево;
- наклоны корпуса сидя вправо-влево, вперед-назад;
- повороты и наклоны головы (делать медленно и аккуратно).
Дыхательная гимнастика при инсульте
Дыхательная гимнастика выполняется для улучшения состояния дыхательной системы. Обычно делают следующие упражнения:
- надувание шариков;
- чтение скороговорок;
- вдувание воздуха в стакан с водой через трубочку (это еще и весело);
- глубокий вдох, задержать дыхание на 3 секунды, медленный выдох в течение 15-20 секунд.
Мышцы глаз
Упражнения для мышц глаз:
вращательные движения глазными яблоками;
фокусировать внимание на точке, которая двигается: приближается и отдаляется (например, шариковая ручка или палец);
переводить взгляд из одного угла комнаты в другой.
Фаланги пальцев
Для пальцев предусмотрены следующие упражнения:
- сгибание и разгибание пальцев;
- удерживания предмета (желательно, чтобы он был с негладкой поверхностью, например, резиновый шарик-ежик);
- рисование;
- дотрагивание разными пальцами до кончика носа;
- соединить пальцы двух рук и слегка надавить.
Локтевые суставы
Для восстановления локтевых суставов после инсульта используют упражнения:
- сгибание и разгибание в локтях;
- вращение локтевых суставов;
- горизонтальные рывки руками (аккуратно и медленно).
Коленные суставы
На коленные суставы после инсульта можно делать лишь небольшое количество упражнений:
- лежа согнуть и разогнуть колени;
- повернуться набок, подвести колени к животу и отвести в исходное положение.
Лечебная гимнастика для лица
Если произошло онемение лица, то можно делать следующие упражнения:
- улыбнуться, зафиксировать положение мимических мышц на 10 секунд, вернуться в исходное положение;
- высунуть язык и свернуть его в трубочку;
- вращать языком (можно усложнить и вращать свернутым в трубочку языком);
- говорить скороговорки;
- «щелкать» языком (как лошадка);
- слегка прикусить губу;
- надуть щеки;
- поднять или нахмурить брови;
- зажмуриться на несколько секунд.
Восстановление мелкой моторики после инсульта
Для восстановления мелкой моторики рекомендуется:
- рисовать;
- собирать пазлы;
- лепить из пластилина;
- использовать шары с пупырчатым покрытием;
- перекатывать в руке мячики с неострыми шипами;
- собирать кубик Рубика.
Восстановление речи после перенесенного инсульта
Если нарушилась речь, то необходимо обратиться к логопеду. Обычно на занятиях с этим специалистом делают следующие упражнения:
- лечебная гимнастика для лица (смотреть выше);
- произношение скороговорок;
- разговоры на обыденные темы;
- произношение отдельных звуков;
- повторение сложных предложений за логопедом.
Умственная гимнастика после инсульта
После инсульта люди находятся в зоне риска развития деменции. Чтобы избежать этого, необходимо проводить ежедневную умственную гимнастику:
- играть в шахматы, шашки;
- учить стихи;
- разгадывать кроссворды и другие подобные загадки;
- решать математические и логические задачи;
- разговаривать с людьми как можно больше.
Обучение базовым навыкам при восстановлении пожилых людей после инсульта
Пожилым людям, перенесшим инсульт, и их родственникам необходимо сразу настроиться на то, что реабилитация не будет простой. Восстановление пациентов после удара можно сравнить с развитием ребенка после рождения: сначала он ползает, затем сидит, следом встает на ножки и только после этого начинает ходить. У природы свои законы, и «пропустить» какой-то этап развития не получится. То же самое можно сказать и о мероприятиях по восстановлению пожилых людей после инсульта: остановка или даже перерыв в упражнениях означает возврат на предыдущую позицию.
Целью мероприятий по восстановлению после инсульта является обретение заново навыков самообслуживания и бытового поведения.
Больному нужно выполнять комплекс простых упражнений, чтобы восстановились навыки самообслуживания. Он учится открывать кран, пользоваться зубной щеткой, надевать вещи, застегивать пуговицы — т. е. совершать действия, которые до наступления инсульта были ему под силу, как и любому здоровому человеку. Но теперь это кажется невозможным, ведь утрачена способность двигаться. Поэтому любое действие сначала разбирается на составляющие, отрабатывается поэтапно. Так запускается процесс реабилитации.
Для того чтобы открыть кран, нужно сначала протянуть к нему руку. Это действие можно отработать еще тогда, когда пожилой человек после инсульта находится в лежачем положении. Возможно, он будет выполнять это действие не раз и не два, ошибаясь и начиная заново, но в итоге у него все получится. Таким же образом отрабатываются и другие движения. Повторяя одни и те же действия каждый день, больной доводит их до автоматизма, при этом в его мозгу формируются нейронные мостики, восстанавливающие связи между действием и определенной областью мозга, отвечающей за его совершение.
Это трудная и кропотливая работа, но именно она помогает пожилым людям, перенесшим инсульт, встать на путь выздоровления и обрести утраченные навыки.
Способы работы логопеда
Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.
Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот. Задания усложняются постепенно
Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл. Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем
Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить. Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного. Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.
Врач называет словами изображенные предметы, пациент вспоминает их значение и пытается произнести
Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.
В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.
Учтите, что разочарование и нетерпение «написаны» на выражении лица родственников. Поэтому некоторые специалисты вообще не рекомендуют заниматься в присутствии близких людей.
Разновидности расстройств
Никто не знает, как именно будет повреждён мозг при наступлении инсульта. Но эти повреждения и будут влиять на дальнейшую способность человека чётко говорить и понимать речь окружающих. К каким речевым нарушениям приводит инсульт мозга, восстановится ли способность говорить, разберёмся дальше.
Афазия
При этом расстройстве мозг больного теряет способность создавать адекватные нервные импульсы в области, отвечающей за речь. Афазия подразделяется на 6 видов, которые мы разберём далее:
- Моторная афазия. Если инсульт затронул верхнюю часть основной артерии мозга, появляется именно этот вид расстройства. Больной произносит отдельные слова и целые предложения, но при этом может нарушаться порядок слов. Иногда больные могут повторять слова по слогам. Приступать к лечению моторной афазии желательно спустя 7 дней после инсульта. Для этого врачи рекомендуют петь песни и выговаривать несложные слова.
-
Сенсорная афазия. Сенсорная разновидность афазии появляется при поражении центра Вернике. Больной может слышать, но перестает понимать речь. Эта разновидность патологии может проявиться в лёгкой форме, тогда больной способен узнавать простые фразы и слова.
На заметку. При регулярных занятиях с логопедом нарушение возможно частично вылечить.
- Динамическая афазия. При поражении задних лобных участков мозга возникает эта патология. Она искажает мыслительный процесс, из-за чего больному трудно составлять и произносить связные предложения. Расстройство лечится на занятиях с логопедом.
- Aкуcтикo-мнестетическая афазия. При акустико-мнестической афазии больной не способен удержать в голове информацию, и слухоречевая память снижается. Расстройство появляется в случае, если пострадали задние и средние отделы височных долей мозга.
- Амнестическая афазия. Если инсульт затрагивает нижний отдел височной области мозга, развивается амнестическая афазия. Это самое незначительное речевое нарушение, которое может появиться при инсульте. Основная проблем этой формы расстройства – больному бывает сложно подбирать некоторые фразы и слова, потому что они забываются.
- Тотальная афазия. Если в результате инсульта мозг получил обширное поражение, развивается тотальная афазия. Больной полностью теряет способность говорить и понимать речь окружающих, наблюдается пассивность с его стороны. При этой форме расстройства лечение необходимо начинать как можно быстрее.
Диспраксия
У больного могут возникнуть следующие проблемы:
- Мышцы лица не могут работать правильно, что затрудняет чёткое произношение.
- Больному сложно произносить некоторые звуки.
- Трудно произносить слова чётко, особенно если об этом кто-то просит.
Справка. На 7-10 день после инсульта, больной может приступать к медикаментозной терапии и начинать занятия с логопедом. Если следовать советам лечащего врача, то можно избавиться от диспраксии почти полностью.
Занятия с врачом-логопедом, помогающие быстрому восстановлению речи после инсульта
Многих людей интересует вопрос: «Логопед-афазиолог – кто это, чем занимается этот специалист и насколько эффективны его методы терапии?». В медицинской практике этот специалист проводит логопедические занятия, которые позволяют восстановить речь взрослым после тяжелого нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекционных болезней, доброкачественных или злокачественных новообразований.
Эффективность лечения зависит от четырех основных факторов:
- оперативности начатого лечения: чем быстрее будет проведена полноценная комплексная терапия, тем меньше времени понадобится на реабилитацию;
- пораженного центра речи;
- вида афазии;
- обширности зоны некроза некоторых зон головного мозга (если затронуты нервные клетки, которые отвечают за функцию речи, возникнет тяжелая форма афазии).
Восстановление речи при афазии может занять от 2-3 дней до 1-3 лет. Если пациент будет прикладывать много усилий, есть большая вероятность восстановления речи. Бороться с недугом поможет невропатолог, логопед-афазиолог, реабилитолог.
Логоритмические занятия – это игры, которые позволяют повторно развить моторику и произношение. К восстановительным техникам относятся игровые, двигательные и музыкальные игры. Задания выдаются специалистом на карточках, они соответствуют возрасту и уровню развития пациента.
Игры для логоритмических занятий с больными афазией считаются эффективными и применяются многими отечественными и иностранными медиками. Заниматься с игровыми карточками нужно каждый день, чтобы задействовать память и приблизить полное выздоровление.
Составление логопедической программы
Самым важным периодом для коррекции речевого аппарата после приступа являются первые 6-12 месяцев.
В начале урока логопед проводит речевое растормаживание. Он находит эмоциональную составляющую, которая заставляет больного самостоятельно выходить на диалог, если пациент реагирует на речь врача. Логопедический материал для занятий подбирается по результатам проведенных тестов.
Не стоит менять медика в процессе восстановительной работы, если он справляется со своей задачей, поскольку он за время занятий сможет узнать ближе человека, найти индивидуальный подход. С каждым уроком нужно увеличивать нагрузку.
Специалист составляет план занятий, которые не будут сильно нагружать больного. Обязательным является выполнение специальных упражнений (прочтение скороговорок, рисование, проведение мимического и логопедического массажа). Занятия с логопедом для людей после инсульта могут проводиться на дому. Коррекция проводится совместно с употреблением лекарственных средств, физиотерапией и другими манипуляциями, которые назначил доктор.
Занятия с логопедом после перенесенного приступа очень эффективные, особенно если применяются элементы музыкотерапии. Коррекционные методики основаны на выполнении больным несложных упражнений, которые помогают ему скорее восстановить речевую функцию.
Восстановление речи у пожилых людей после инсульта
Наиболее интенсивное восстановление функций речи у пожилых людей отмечается в первые 6 месяцев после инсультного удара, в случае обширных поражений или поздно начатого лечения оно может длиться 2–3 года.
В зависимости от того, какие участки головного мозга были поражены инсультом, у больных возникает моторная или сенсорная форма нарушения речи (афазия). При моторной разновидности пациент:
- воспринимает речь на слух;
- понимает, что ему говорят;
- реагирует на просьбы;
- не может формулировать мысли и произносить словосочетания;
- не хочет читать и писать, так как эти процессы даются ему с трудом.
При сенсорной афазии пациент не воспринимает слова окружающих, сам говорит бессвязно, не контролируя речевой поток. Читать такой больной может, но смысл предложений понимать не будет, письменные навыки утрачиваются полностью. Речь пожилых людей после инсульта недостаточно осмысленна, ее сопровождают жестикуляции. Больные пытаются объяснить, что хотят сказать, окружающим, но те их не понимают, в итоге они раздражаются и обижаются.
В этом случае нужно понимать, что даже долгие упражнения по восстановлению речи после инсульта (длительностью несколько месяцев или даже лет), могут не дать положительного эффекта. В 30–35 % случаев речевые функции возвращаются спонтанно, а не постепенно.
Чтобы пожилые люди после инсульта смогли начать говорить, им надо постоянно слышать звуки, слова, развернутую речь.
При реабилитации необходимо соблюдать принцип последовательности этапов. Начать занятия можно с тренировки произношения отдельных звуков, затем можно переходить на слоги, простые и сложные слова, впоследствии — на небольшие стихи и предложения. Во время занятий с пожилыми людьми после инсульта можно им немного помогать — произносить начальную часть слова, а окончания они будут договаривать сами.
Также для восстановления речи пожилым людям рекомендуют обязательно слушать музыку и петь. Часто больные после инсульта не могут нормально говорить, но сохраняют при этом способность к пению. В этом случае обязательно нужно пробовать петь — это активизирует восстановление речи.
Упражнения по реабилитации мимической мускулатуры лучше делать перед зеркалом. Особенно такие занятия показаны в случаях, когда у пожилого человека после инсульта перекосило лицо. Для этого нужно выполнять следующие действия:
- оскаливать зубы;
- сворачивать и выпячивать губы «трубочкой»;
- открывая рот, по максимуму выдвигать вперед язык;
- по очереди прикусывать верхнюю и нижнюю губу;
- облизывать языком губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону;
- подтягивать уголки рта вверх, как будто улыбаясь.
Во время занятий с пожилыми людьми по реабилитации речи можно использовать следующее:
- показывая больному карточки, на которых написаны буквы, слоги и слова, просить составить из них предложение и прочитать его;
- побуждать пациента общаться: задавать вопросы, совместно петь, проговаривать стихи;
- прослушивать с больным любимые аудиокниги и пересказывать их содержание;
- просматривать картинки, после чего просить их описать.
Если родственники проводят занятия с больным, перенесшим инсульт, в домашних условиях, важно доброжелательно относиться даже к малейшим попыткам пациента произносить слова, подбадривать его, а не исправлять ошибки. Чтобы помочь пожилым людям преодолеть речевой дефект, нужно проявлять настойчивость и постоянно с ними общаться.
Причины нарушения речевой функции
Во время инсульта в головном мозге на некоторое время приостанавливается кровоток. Это приводит к отмиранию некоторых клеток мозга, а иногда и к нарушению кровоснабжения определённых его областей.
Если ими становятся зоны Вернике и Брока, отвечающие за восприятие и воспроизведение человеком речи, то у больного могут возникнуть проблемы с внятным произношением, а в худших случаях происходит полная потеря способности говорить и понимать речь других людей.
Нарушение речевой функции после инсульта – далеко не единственное последствие заболевания, среди них также отмечают возникновение отеков и судорог, паралич рук и ног, нарушения сна, коматозное состояние. Свои особенности имеют последствия инсульта для женщин, мужчин и людей преклонного возраста.
Лечение после инсульта
Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.
На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:
- Медикаментозное лечение.
- Артикуляционная гимнастика с логопедом.
- Систематическое выполнение упражнений.
- Комфортная атмосфера.
Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило. Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор. Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.
Важно! Никогда не стоит обсуждать проблемы пациента, связанные с нарушением его речевых функций при нем
Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух. Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это. Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день. Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.
Близким нужно запастись неимоверным терпением. Инсульт – очень серьезная и сложная болезнь, последствия которой не так-то просто устранить.
Применение народных средств
Альтернативная медицина лучше всего проявляет себя в массажах и прочих тактильных техниках, но отвары, лекарства, припарки и прочие чудодейственные средства — только трата драгоценных времени и денег. Родственникам и близким лучше сосредоточиться на качественной физиотерапевтической и медикаментозной помощи.
Человек, переживший инсульт, не обречён быть обузой для родных и страдать в недвижимом теле — можно сделать для него всё возможное, чтобы вернуть в русло прежней жизни хотя бы частично
Речь играет первостепенную роль в социализации человека, так что её потеря станет для больного большим ударом — важно сделать всё, чтобы не допустить такого исхода событий