Природа или воспитание?
Тридцать лет назад психологи придерживались мнения, что всё в человеке, в том числе и психику, определяют гены. При таком подходе ни свобода воли, ни личность не играют роли, так как психика человека «запрограммирована» с рождения. В конце XX века силу начал набирать гуманистический подход, который главную роль в формировании личности отдаёт воспитанию. Ответить на вопрос, что первично — гены или окружение — ни психологи, ни нейробиологи до сих пор не могут.
У учёных есть, пожалуй, лучший «инструмент» для изучения этого вопроса — однояйцевые близнецы. Люди, которые с рождения имеют одинаковый набор генов, участвуют в разных исследованиях, чтобы наука, наконец, смогла ответить на вопросы происхождения личности. В штате Огайо ежегодно проходит форум нейробиологов, на котором специалисты обсуждают последние результаты в этой сфере. Всё, что происходит на форуме, сводится к изучению однояйцевых близнецов — настолько это благодатная почва для исследований.
Изучать близнецов начали в середине XX века, и результаты одного эксперимента останутся загадкой до 2066 года. В 1960-80 годах детский психиатр Питер Нойбауэр инициировал исследование, в рамках которого близнецов и тройняшек из детских домов отдавали в разные семьи. Психиатр следил за ними на протяжении всей их жизни. Приёмным родителям строго запретили говорить что-либо детям. Когда об эксперименте узнала общественность, на Нойбауэра посыпалась критика: люди требовали, чтобы братьев и сестёр воссоединили. И тогда учёный решил, что люди не готовы к результатам. По его указанию все данные эксперимента запечатали в капсуле и поместили в Йельский университет.
Два участника этого исследования — Паула Бернштейн и Элиза Шейн — воссоединились после того, как общественность предала исследование огласке. На тот момент им было по 35 лет. Они отметили, что отрицать влияние генетики нельзя, и, по их личной оценке, в коде заложена половина характера личности. Например, девушки выбрали одинаковые специальности в колледже. Но в остальном сёстры подчеркнули, что они разные люди с разной историей. И у науки нет объяснений этому феномену.
Что делает нас людьми
Если кто-то является ярым противником эволюции и считает человека особенным существом, просто покажи ему сравнение ДНК людей и других животных. Так, например, ДНК человека и шимпанзе имеет 99%-ное совпадение.
Учёные не могут объяснить, как настолько незначительные различия привели к тому, что обезьяны прыгают по веткам, а мы строим космические корабли и ядерные реакторы. Некоторые считают, что дело в более крупном мозге (хотя эта разница тоже не сильно велика), в культуре и других аспектах. Можно было списать это отличие на уникальные «человеческие» гены, но исследования не обнаружили у людей таких последовательностей.
В любом случае учёные не понимают, что именно послужило такому колоссальному скачку развития от обезьяны к человеку и что делает нас людьми.
Отличия от других типов амнезии и парамнезии
В психиатрической практике выделяют такие основные типы амнезии:
- антероретроградная и ретроградная. При таких типах информация стирается до момента возникновения заболевания;
- антероградная: больной не может воспринимать информацию после начала заболевания;
- синдром Корсакова: тяжелая форма потери памяти, характеризующаяся острым дефицитом витамина В1;
- фиксационная: характеризуется невозможностью сохранять новую информацию;
- перфорационная: информация накапливается частично;
- травматическая: является последствием травмы головы, сопровождается исчезновением из памяти фактов, касающихся личной жизни больного;
- детская: отсутствуют воспоминания о раннем детстве.
Принципиальной разницей между другими типами амнезий и псевдореминисценциями, а также другими видами парамнезии является то, что при последней происходит только искажение воспоминаний. При большинстве амнезий воспоминания пропадают полностью.
Псевдореминисценции характерно только смещение событий во времени, при этом они действительно происходили, но чаще всего раньше, чем человек об этом рассказывает. Бывает и наоборот, события переносятся в более отдаленный промежуток времени.
Криптомнезия – вымышленные события представляются больным как реальные. В некоторых случаях они могут быть взяты из литературы или художественного фильма. Иногда такой диагноз ставится людям, которые подробно рассказывают о событиях пережитых ими в прошлой жизни.
Конфабуляции — вторая сторона одной медали
Конфабуляции – при этих типах расстройств в качестве реальных фактов предоставляются галлюцинации. Различают несколько видов расстройства. Существуют две основные классификации. По содержанию:
- мнемонические – вымыслы о текущих событиях;
- экмнестические, при которых происходит сдвиг в прошлое;
- фантастические содержат в себе множество вымышленных фактов.
Также нарушение классифицируются по происхождению:
- внушенные – спровоцированные подсказками или наводящими вопросами;
- бредовые – возникают как следствие бредовых идей;
- мнестические – замещают пробелы в памяти;
- онейрические – обуславливаются нарушениями сознания непродуктивного типа;
- экспансивные – характеризуются идеями бреда величия, больной пытается показать себя гениальным изобретателем, интеллектуально одаренным, чрезмерно богатым и так далее.
Основное отличие конфабуляции от псевдореминисценции в том, что первое это галлюцинация памяти (т.е события не было вовсе), а вторая —
Криптомнезия, конфабуляции и псевдореминисценции представляют собой одну и ту же проблему, только несколько видоизмененную.
Различия проводят для правильного понимания и адекватного общения с больным для того, чтобы избежать негативной реакции и отличить реальные события от вымышленных. Также это требуется для правильной диагностики, а значит и лечения расстройств памяти.
По следам Министерства Правды
Размышляя о теме ложных воспоминаний, просто невозможно пройти мимо вопроса подлинности истории. Не удалось это и уже знакомой нам Элизабет Лофтус. Если даже память о глубоко личных событиях так легко фальсифицируется с помощью фотографий, то что говорить об общественных событиях, воспоминания о которых постоянно перемалываются жерновами массмедиа! Наверняка ложные свидетельства будут легко искажать память об исторических событиях. Впрочем, это еще оставалось доказать.
В своей работе 2007 года Лофтус с коллегами использовала фотографии двух резонансных политических событий: волнений на пекинской площади Тяньаньмэнь 1989 года и римских протестов против иракской войны 2003 года. В первом случае был взят знаменитый снимок одинокого бунтаря, преграждающего путь танковой колонне. Засев за компьютеры, ученые добавили к каноничной сцене толпы демонстрантов, стоящие по обе стороны от техники. На фото же римской мирной демонстрации в толпу вписали пару-тройку радикального вида молодчиков в повязках на лице и противогазах.
44% и 45% опрошенных признали, что видели раньше только что сфабрикованные снимки из Пекина и Рима соответственно. Но ученые не ставили своей целью изучить легковерность подопытных. Главной частью исследования была оценка добровольцами количества восставших на Тяньаньмэнь весной 1989-го и уровня насилия в Риме на митингах 2003-го. В обоих случаях подделки сработали безотказно: люди, просмотревшие фальсифицированные кадры, говорили о большем количестве протестующих в Пекине и необычайном накале противостояния в Риме, относительно тех, кому достались оригинальные фото.
Судя по всему, Оруэлл был прав: тот, кто управляет настоящим, действительно способен властвовать над прошлым. Как ни страшно это сознавать, в наши дни работа Министерства Правды — не изощренная фантазия, а всего лишь вопрос техники и политической воли.
Время непрерывно превращает настоящее в прошлое: галактики разлетаются из центра вселенной, вода течет, дым тает на ветру, человек стареет. Время определяет направление всех физических процессов, и современному человечеству не известны принципы, позволяющие обратить его ход вспять.
Кажется, что лишь одна вещь в мире может хотя бы отчасти противостоять времени. Это наша память. Но, как мы видим, и ее точность не абсолютна и по каким-то причинам зависит от чудовищного количества условий, а главное — от нашего собственного воображения. Но об этом мы поговорим уже в следующий раз.
Классификация
Конфабуляции как симптом наблюдаются при различных психопатологиях. Соответственно, в каждом конкретном случае разная этиология, разная глубина и степень выраженности нарушения памяти, разные сопутствующие симптомы. В результате этого проявления такого расстройства тоже достаточно разные.
По этой причине в психологии и психиатрии конфабуляции делятся на две основные группы, в которых вымысел пациентов отличается как по своему содержанию, так и по изначальному происхождению.
По содержанию
Экмнестическая конфабуляция — чаще всего сопровождает прогрессирующую амнезию у пациентов среднего и пожилого возраста.
Ложные воспоминания связаны с прошлым: от молодости до самого детства. Представление о реальном возрасте и нынешнем времени отсутствует.
Фантастическая. Подобный обман памяти — типичный симптом парафренного синдрома — сочетания аффекта с бредом величия, воздействия и преследования. Ложные воспоминания отличаются от всех предыдущих форм своим масштабом нереальности: от исторических событий далёкого прошлого до не менее отдалённого будущего. Зачастую такой вид конфабуляций идёт параллельно парафренному бреду.
По происхождению
Внушённая — самая распространённая форма. Выражается лаконичным и ожидаемым ответом на поставленный вопрос. Какими бы абсурдными не были подсказки, пациент не замечает подвоха.
Спонтанная — пациент рассказывает придуманные на ходу впечатляющие истории. На поставленный вопрос отвечает неправильно, при этом максимально приукрашивает свой ответ с целью впечатлить слушателя.
Изредка встречается при органическом, инфекционном либо интоксикационном психозе.
Экспансивная — выдуманные факты связаны с манией величия и навязчивыми идеями, когда пациент считает себя гением, чрезвычайно богатым и даже титулованным человеком.
Замещающая мнестическая — конфабуляция выражается замещением пробелов памяти событиями как прошлых лет, так и настоящего времени.
Бредовая — не относится к помутнению и нарушению памяти. Возникает в результате бредовых идей пациента. Типична для параноидального синдрома шизофрении.
То, чего не было. Нарушения памяти
Ученые выделяют два типа причин, по которым в памяти человека может оказаться информация, не соответствующая его реальному опыту. Первый – это нарушения памяти, имеющие общее название «парамнезии» – искажение или замещение содержания воспоминаний, связанные с особенностями функционирования определенных участков коры головного мозга1.
К парамнезиям относятся следующие типы расстройств памяти:
- Псевдореминисценции – замещение «провалов» в памяти событиями, происходившими с человеком в реальности, но в совершенно другое время. Пример псевдореминисценции – уверения пожилого человека, несколько месяцев не выходившего из дома, в том, что вчера он сходил на работу, пообщался с коллегами и вернулся домой на автобусе.
- Конфабуляции – явление, при котором утраченные в памяти события подменяются вымышленными, никогда не происходившими с человеком в реальности. Человек, страдающий таким расстройством, может ярко и красочно описывать, например, свой опыт общения с инопланетянами, якобы похищавшими его для лабораторных исследований и затем вернувшими обратно.
- Криптомнезии – «присвоение» человеком в качестве собственных воспоминаний информации, полученной из внешних источников. Так, человек может отчетливо «помнить», как участвовал в событиях, описанных в художественной книге, или считать себя автором стихов, написанных задолго до его рождения.
- Эхомнезии – ощущение, что то, что происходит с человеком в настоящий момент, уже происходило с ним в прошлом. Например, впервые в жизни госпитализированный больной уверяет, что он уже лежал в этой клинике и в этой палате, но не может точно припомнить, когда и при каких обстоятельствах это происходило.
От чего зависит формирование парамнезий? Прежде всего, их возникновение связывают с ослаблением или нарушением деятельности лобных долей вследствие возрастных изменений, черепно-мозговых травм, кровоизлияний или просто незрелости фронтальной зоны мозга, характерной для раннего детского возраста2. Существуют также данные, показывающие, что в нарушениях памяти могут играть роль дисфункции других мозговых структур: височной и префронтальной коры3, гиппокампа4 и др.
К возникновению ложных или искаженных воспоминаний могут также приводить некоторые психические заболевания – например, эхомнезии являются частью симптоматики при шизофрении5, – или даже сильная усталость – например, при хронической нехватке сна6.
Почему существует гравитация
Физики выделяют четыре фундаментальных взаимодействия: электромагнитное, сильное, слабое и гравитационное. И если для описания принципа действия первых трёх есть частицы, то у последнего нет даже этого. Существует гипотетическая частица, именуемая гравитоном, но её до сих пор не удалось обнаружить.
Гравитация, по сравнению с другими фундаментальными взаимодействиями, ведёт себя странно и переменчиво. Даже самое маленькое существо в мире способно выдержать гравитацию нашей планеты, и кажется, что её воздействие чрезвычайно незначительно. Но в то же время гравитация удерживает Землю на орбите Солнца, а нашу звезду — в Млечном Пути. Более того, массивные объекты своей гравитацией могут создавать в пространстве-времени «колодцы», искривляя его.
Как формируются воспоминания
Наша память — это ответная реакция определённой группы нейронов на какие-то раздражители. Они формируются за счёт постоянных изменений и связей между собой. Таким образом, с самого рождения наш мозг никогда не перестаёт работать. Нейроны кочуют от образа к образу и создают определённые мысли.
Ответная реакция — это синаптическая пластичность, то есть постоянные изменения в силе связей (синапсах) между клетками мозга. Они могут быть сильнее или слабее в зависимости от того, как давно были активированы. Активные связи могут усиливаться, а неиспользуемые соединения, наоборот, слабеть и исчезать.
Память делится на две категории:
-
Кратковременная. Позволяет удерживать мысль около минуты. Это нужно для того, чтобы запомнить номер телефона, автомобиля или фамилию человека.
-
Долговременная. Отвечает за продолжительные воспоминания.
Долговременная память, в свою очередь, делится на процедурную, которая отвечает за действия, и декларативную, отвечающую за осознанный вызов информации.
Все воспоминания как раз базируются на декларативной памяти. Она может активироваться визуально или словесно. Например, вам нужно вспомнить фамилии сборной по футболу или восстановить список покупок.
Декларативная память делится на следующие категории:
-
Семантическая. Оперирует значениями и понятиями. Например, что такое компьютер или мяч.
-
Эпизодическая. Относится к событиям. Например, когда у вас была свадьба или как давно вы катались на катамаране.
Наша память — это реактивация определенной группы нейронов, образованная постоянными изменениями силы связей между ними. Реактивирует комбинацию нейронов «синаптическая пластичность».
Контакт между нейронами называют синапсами. Он может быть сильнее, или слабее. То есть, все используемые связи могут становиться сильнее. Однако неиспользуемые нейроны слабеют и полностью исчезают. Соединение между двумя нейронами становится сильнее, когда нейрон A последовательно активирует нейрон B, заставляя его запускать потенциал действия. Нейроны общаются друг с другом с помощью электрических событий, называемых «потенциалами действия», и химических – нейротрансмиттеров. В результате изменения, добавления или отмирания синапсов формируется наша память.
Однако последние исследования на пожилых мышах доказали, что за счёт гиппокампа (отдела мозга) происходит усиление нейрогенеза, то есть появляются новые нейроны и наша память восстанавливается.
Почему развиваются нарушение
Конфабуляция развивается в результате совпадения трех факторов:
- Память в части события, которое пересматривается, ослабевает.
- Факты, предшествующие событию утрачиваются.
- Близкие по характеру явления накладываются друг на друга.
Это т.н. патогенез.
Расстройство памяти — проблема комплексная. Как правило, в развитии конфабуляции участвует группа патогенетических факторов. Среди них:
- Когнитивный дефицит. Нарушение нормального процесса мышления, восприятия действительности. Чаще всего развивается при хронических психических расстройствах. Будь то шизофрения, биполярно-аффективное расстройство или же слабоумие. Чем ниже уровень интеллекта, тем выше вероятность нарушение. При этом не обязательно, чтобы умственные способности угасали во время болезни. Также учитывается интеллектуальный потенциал в продроме, предшествующей болезни фазе.
- Психотип. Наиболее подвержены отклонению лица шизоидной или истероидной акцентуации. У первых развитие связано с изначальными особенностями характера, чудаковатостью и некоторой разорванностью процессов мышления. У вторых — чрезмерная эмоциональность становится причиной нарушения. Если говорить в терминах темперамента, то больше подвержены меланхолики и холерики.
- Некоторые личностные черты – доверчивость, впечатлительность. Прочие черты.
- Расстройства памяти в анамнезе. Если, например, была амнезия, полная или частичная. Вопрос, почему так, остается открытым.
Эти моменты предрасполагают к патологическому процессу. В психиатрии выделяют 5 основных причин или точнее, групп причин:
Психические расстройства
Конфабуляции наиболее типичны для бредового компонента шизофрении. В остром состоянии пациент плохо ориентируется во времени и пространстве. Если ориентируется вообще. Примечательно, что те же самые проблемы сохраняются несколько месяцев и более после острого состояния. Психоза. Встречаются подобные проблемы и при маниакально-депрессивном психозе. При биполярном расстройстве воспоминания замещаются только в одной фазе – маниакальной, когда человек «на подъеме». Ложные воспоминания при депрессии также возможны.
Органические поражения церебральных структур
В том числе опухоли головного мозга, больших полушарий, если затронута фронтальная кора. Она как раз и отвечает за нормальное конструирование и внутреннее восприятие воспоминаний. Встречаются отклонения при болезни Альцгеймера, атеросклерозе. Также при деменциях разных типов. Сказывается слабоумие, олигофрения в легкой степени. Особенно часто конфабуляции развиваются после выраженных черепно-мозговых травм с повреждением структур мозга.
Токсическое отравление организма
Причины развития конфабуляции могут быть токсическими, например, на фоне отравления спиртным. В алкогольном опьянении человек не помнит многие факты. Они замещаются другими. Порой принципиально иными, которые вообще не существовали в прошлом.
То же самое происходит с пациентами, страдающими наркоманией. Особенно при приеме амфетаминов, реже опиоидов. Воспоминания восстанавливаются самостоятельно. Главное условие — отказаться от наркотических веществ и спиртного. Насколько быстро достигается эффект — зависит от тяжести заболевания, давности приема наркотиков или алкоголя.
Травмирование психики
Конфабуляция возможна из-за психологической травмы, если интенсивность ее была столь велика, что включился защитный механизм. Это способ компенсации. Неприятные воспоминания устраняются, вытесняются в подсознание. Актуальным же остается более приемлемый вариант, его мозг конструирует самостоятельно.
Конфабуляции памяти встречаются в психиатрической практике часто. Особенно у пациентов с расстройствами мышления, личности. После травм и заболеваний, неотложных состояний по типу инсульта. Вариантов множество.
Диагностика, или как отдифференцировать парамнезию
Поставить «с лёту» такой диагноз, как парамнезия, не зная ни личности, ни условий, в которых она «произрастала», совершенно немыслимо. За исключением, разве, случаев откровенного «жонглирования» общеизвестными фактами и истинами.
Инструментальное обследование как мозга (МРТ, УЗИ), так и показателей его (ЭЭГ) и состояния организма вообще (общеклинические и биохимические исследования) также способно выявить лишь физически воплощенную основу иной, чем парамнезия, патологии.
Обман памяти же материального воплощения не имеет – это исключительная особенность тонкого душевного настроя конкретной личности.
Основная заслуга в её дифференциальной диагностике всегда принадлежит психиатру (либо психоневрологу). Он – единственный, кто в хитросплетении чувств и слов способен отделить признаки парамнезии от бреда, способного сопровождать как болезни природы нервной, так и психической.
Между бредом любой этиологии и данными нарушениями существует сходство. Оно в том, что оба состояния являются вариантами ложного восприятия действительности.
Основных же отличия между ними два. Бредовые состояния:
- абсолютно не поддаются коррекции;
- имеют основу в виде эндогенных психических расстройств.
Вариант 2
Произведения художественной литературы заставляют нас задуматься о том, почему важно помнить прошлое. Да, мы знаем, что не нужно забывать о великих открытиях, завоеваниях, походах, славных героях нашей страны
Но вместе с тем мы часто забываем о своем прошлом, о детских годах, о тех, кто в этот период был рядом, кто помогал и поддерживал, кто научил нас жить, любить, прощать. Нередко случается такое, что человек, став взрослым, теряет свои корни, забывая родительский дом и оставляя без внимания тех, кто в нем нуждается. Помнить прошлое, хоть и недалекое, не менее важно, чем хранить в памяти события давней истории. Забывая историю своей жизни, человек теряет опору, становится уязвимым, одиноким и даже несчастным. Человек блуждает по жизни, словно ежик в тумане. О роли сохранения памяти о близких людях рассуждали такие писатели как В. Г. Распутин и К. Г. Паустовский.
Замечательный, добрый и трогательный рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» посвящен событиям послевоенных лет. Главным его героем является подросток, вынужденный покинуть родной дом для продолжения обучения. Мальчик оказывается в незнакомой обстановке, ему приходится нелегко осваиваться в новой школе и на новом месте жительства. Послевоенные голодные годы сказываются и на условиях жизни мальчика. Он живет впроголодь, и чтобы немного заработать, связывается с компанией ребят, которые играют на деньги. Но его не принимают в этой компании. Вдобавок ко всему у него трудности с французским языком. Но учительница Лидия Михайловна не отворачивается от мальчика, она помогает ему не только в учебе. Рискуя своей работой, она играет с ним на деньги, постоянно поддаваясь. В образе этого мальчика угадывается сам писатель, переживший аналогичную историю. Свою учительницу, преподавшую ему «урок жизни», Распутин помнил всегда. Память о прошлом, об отзывчивой, неравнодушной учительнице, о ее доброте писатель пронес через всю жизнь. Он считал своим долгом сохранить воспоминания о той трудной жизни и о светлом человеке, который помог ему преодолеть трудности. Лидия Михайловна стала для писателя жизненным маяком, направляющим его на верный путь. Забыть ее доброту — значит заблудиться в лабиринте жизни.
О том, что забывать нельзя свои корни, свою опору и поддержку, тех, кто был рядом и не давал оступиться, говорит в рассказе «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский. Главная героиня рассказа — молодая девушка Настя, живущая в Петербурге и строящая свою карьеру. Девушка переехала из деревни в город, оставив старенькую мать одиноко доживать свой век. Катерина Ивановна очень любила Настю, с нетерпением ждала весточки от дочери. Она даже чувствовала родной запах от денег, которые ей посылала раз в месяц девушка. Старушка даже не догадывалась, что это не те купюры, которые держала в руках ее дочь. В каждом письме Настя обещала приехать, но так и не находила время для поездки домой. До тех пор, пока не стало поздно… Девушка не успела на похороны матери. И лишь потеряв единственного близкого человека, она поняла, что совершила ошибку. Позднее раскаяние Насти дает нам понять, что не нужно забывать своих родных, которые ждут и надеются на встречу, чтобы не сожалеть об упущенном времени и остаться одиноким в этом большом и жестоком мире.
Эти замечательные рассказы противопоставлены друг другу. От одного из них веет добротой, в то время как другой наводит на грустные мысли. Но оба рассказа учат нас тому, что нужно помнить и чтить тех, кто дал нам шанс стать настоящим человеком. Если растерять эти воспоминания в жизненной суете, можно стать не только одиноким, но и несчастным. Помнить прошлое нужно для того, чтобы правильно построить свое настоящее и не загубить будущее.