Исследования когнитивных функций при апноэ во сне
В последние десятилетия в сомнологических лабораториях Европы, США, Азии неоднократно проводились работы по изучению основных когнитивных процессов у пациентов с синдромом обструктивного апноэ сна. В ходе этих исследований оценивались рабочая память, способность концентрироваться на выполнении задач, скорость обработки поступающей информации, а также кратковременная память и пространственно-зрительная ориентация. |
Оставленное без лечения апноэ сна нарушает умственную деятельность |
Выводы по итогам исследования были однозначны – чем тяжелее апноэ, тем более выражены когнитивные нарушения, в том числе, понимание задачи, скорость ее выполнения, запоминание инструкций на слух и при прочтении, воспроизведение усвоенной информации через определенный промежуток времени. У всех, кто отказался от лечения апноэ, состояние интеллекта продолжило ухудшаться.
Также в разделе
Двигательная сенсор-центрированная терапия по А.Бегояну А.Н.Бегоян АГПУ им. Х.Абовяна, г.Ереван, Республика Армения В статье вкратце представлен авторский метод при работе с |
|
Аптека спального района: эксперименты должны быть осторожными Р. Панюшин Аптеки, как и люди, всегда индивидуальны. Несмотря на то что сфера их деятельности едина для всех, руководство любой из них старается найти в диалоге… |
|
Глисты и паразиты вокруг и внутри человека. Миф или реальность Скачко Борис Автор 20 книг, более 200 статей по фитотерапии, здоровому образу жизни Тема за последние годы уже набила оскомину. Одни утверждают, что гельминты… |
|
Анатомические особенности кавотрикуспидального истмуса по данным внутрисердечной эхокардиоскопии. Д.Е. Волков, Ю.И. Карпенко, П. Пихл, Дж. Каутцнер. Институт общей и неотложной хирургии АМН Украины, г. Харьков Одесский государственный медицинский университет… |
|
Оценка эффективности и переносимости готовой комбинации сухих экстрактов травы тимьяна и корня первоцвета у взрослых, страдающих острым бронхитом с продуктивным кашлем Кеммерих Б. Введение Острый бронхит — широко распространенная болезнь, определяемая как ограниченное воспаление крупных дыхательных путей легких,… |
|
Лишний вес – проблема не только косметическая Ольга АНИСИМОВА К.м.н., кафедра профилактической и восстановительной медицины РГМУ В настоящее время все более очевидным становится противоречие:… |
|
Особливості змін морфології тромбоцитів у хворих на гострий коронарний синдром без елевації сегмента ST з біохімічно доведеною аспіринорезистентністю. Тромбоцит – без’ядерна сферична клітина, яка безпосередньо бере участь у формуванні первинного тромбоцитарного корока в зоні пошкодження судини за рахунок… | |
Генерализованное тревожное расстройство и симптомы тревоги в общемедицинской практике Е.Г. Старостина В последнее время отмечается повышенный интерес врачей соматических специальностей к психическим расстройствам . Среди них особое место… |
|
Сетчатка при артериальной гипертензии. Что должен знать кардиолог? Специфические поражения сетчатки относятся к патологии органов/тканей-мишеней при артериальной гипертензии (АГ). Однако обычно кардиологи, терапевты, врачи… | |
Эффективность гомеопатического препарата Энуран в лечении недержания мочи у детей и взрослых Черненко Л.С., Дзюбак Е.В., Перевозчикова Л.М., Плаксий Э.Д., Киев Недержание мочи у пациентов любого возраста – тягостное состояние, нарушающее активность… |
Продвижение исследования
Авторы собирали данные преимущественно у граждан Великобритании, которые заполнили расширенную анкету (включая вопросы о COVID-19) и решили когнитивные задачи из Большого британского теста интеллекта — совместного научного проекта с коллективом документального сериала Horizon на канале BBC2. Проект запущен в конце декабря 2019 года. В начале января статьи о грядущем исследовании разместили на сайте телепередачи Horizon, на главной странице BBC News и на главной домашней странице BBC, а также распространялись через новостные метаприложения. В течение января рекламные посты оставались на заметных позициях. Отчет о первоначальных результатах показал интерес публики, поэтому в мае, во время эпизодов документального сериала BBC2 Horizon, проводилась дальнейшая реклама исследования. Это привело к широкому охвату аудитории в январе и в мае. В период между этими датами и после них количество участников уменьшилось, но все же было значительным. Анализируемые в этом исследовании данные включают ответы с января по декабрь 2020 года.
Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия
Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.
- Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
- Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
- Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
- Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
- Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.
Книги
Не зря в советах я писала о стихах. Они тренируют и увеличивают объем памяти. Так же действуют и книги.
Чтение развивает память, ведь когда мы читаем, возникают образы, мы запоминаем сюжет, переживаем его. Читать очень полезно. А читать о развитии наших психических процессов – это еще полезнее.
Поэтому предлагаю вам выделить время на изучение суперских книг:
- Денис Букин “Развитие памяти по методикам спецслужб”
- Рюта Кавашима “Тренируй свою память. Японская система сохранения здоровья мозга”
- Джонатан Хэнкок “Как тренировать память. Не думайте о памяти – лучше используйте ее на все сто!”
- Станислав Матвеев “Феноменальная память. Методы запоминания информации”
- Кевин Хорсли “Безграничная память. Запоминай быстро, помни долго”
Как уберечь мозг от разрушения?
СиПАП-терапия: лечение апноэ во сне восстанавливает когнитивные функции |
Начиная искать причины храпа, врачи нередко обнаруживают у пациента апноэ сна. Это серьезное заболевание, которое требует обязательного лечения, причем выбор метода зависит, в первую очередь, от тяжести дыхательных нарушений. В сравнительно легких случаях можно ограничиться консервативными мерами, включая снижение веса, клипсы для носа. Иногда для избавления от храпа с легкими формами апноэ используют специальные ротовые вкладыши или прибегают к ЛОР-операциям. |
Их цель – восстановление носового дыхания, укрепление мягкого неба и увеличение проходимости глотки. Но при обструктивном апноэ тяжелой степени эффективно только одно средство от храпа – аппаратная СиПАП терапия. Назначает ее специалист-сомнолог после специального обследования и подробной консультации пациента.
Если вы стали необычно забывчивы, вам трудно концентрироваться на привычной работе, вы быстро устаете, плохо удерживаете внимание, не можете выполнять свои профессиональные обязанности с той же легкостью, что и раньше и при этом громко храпите по ночам – проконсультируйтесь у сомнолога: возможно, все дело в синдроме обструктивного апноэ сна. Только лечение апноэ остановит ухудшение когнитивных функций и вернет вас к полноценной жизни
Статистические методы
Все этапы обработки и анализа были выполнены в MATLAB Адамом Хэмпширом при участии Уильяма Тренера. Визуализация проводилась в R (v4.0.2) Джозефом Бэрнби и Эми Джолли. Этапы предварительной обработки описаны далее. Участники, не заполнившие расширенную анкету, или в возрасте до 16 лет были исключены из анализа. Каждый тест был разработан для получения одного основного показателя эффективности, основанного на точности (подробности о тестах приведены ниже). Значения, превышающие пять стандартных отклонений от среднего, были винзорированы (значения не отбрасывают, а заменяют на ближайшие к ним из оставшихся — прим. ред.). Побочные переменные были исключены путем применения обобщенной линейной модели и использования стандартизованных остатков относительно переменных для преимущественного анализа. Этот двухэтапный подход был выбран, так как он позволяет обрабатывать очень большие объемы данных при наличии множества побочных переменных (например, возраст). При этом подходе модель для изучения интересующих эффектов имела минимально возможную сложность. Также это снижало вероятность переобучения модели (англ. model overfitting — прим. ред.) при использовании модели для различных по характеристикам небольших подгрупп. Побочными переменными были возраст, пол, расовая принадлежность, пол, преобладание правой или левой руки, родной язык (английский по сравнению с другими), страна проживания (Великобритания по сравнению с другими), уровень образования, профессиональный статус и годовой заработок. Носители английского языка, проживающие за пределами Великобритании, были исключены при редактировании статьи на основании отзывов рецензентов. Возраст в годах был взят в модели до третьего порядка, чтобы точно соответствовать нелинейным кривым возраста. В анализ были включены только полные наборы данных без восстановления пропущенных значений.
Общий итоговый балл, баллы по компонентам и девять баллов по отдельным тестам с исключенными побочными переменными были взяты для анализа с помощью общего линейного моделирования. Первый анализ искал различия в баллах когнитивных тестов между людьми, которые не болели и теми, кто сообщил, что, по их мнению, они уже перенесли COVID-19. Эти участники были классифицированы по шкале тяжести на:
- тех, у кого не было нарушения дыхания;
- тех, у кого были проблемы с дыханием, но они не получали медицинской помощи;
- тех, у кого были проблемы с дыханием и которые получали медицинскую помощь на дому;
- тех, кого доставили в больницу, но не находились на ИВЛ;
- тех, кто находился на ИВЛ.
Затем следующие модели, сфокусированные на суммарном балле тестирования, оценивали, как на когнитивный дефицит влияют другие факторы. Они были включены в качестве дополнительных факторов в общую линейную модель (далее — ОЛМ):
- лабораторное подтверждение инфекции COVID-19;
- сообщения об остаточных симптомах COVID-19;
- распространенные ранее существовавшие медицинские состояния, которые влияют на дыхательную или иммунную систему и могут быть связаны с когнитивным дефицитом;
- ранее существовавшие психические состояния;
- 12 пунктов по шкале самостоятельной оценки настроения NHS, касающиеся частоты депрессии, тревожности, бессонницы, усталости и проблем с концентрацией внимания;
- количество месяцев от появления симптомов до оценки когнитивных функций.
Процессы в организме во время ночного отдыха
Сон — это процесс, во время которого происходит восстановление жизненно важных функций организма. Данное влияние имеет системный характер. Работа нейронов во время ночного отдыха реорганизуется, синапсы (соединения) в нейронных сетях укрепляются или, наоборот, разрушаются. Облегчается функционирование памяти, так как информационный поток из внешнего мира снижен. Перестраиваются и те нервные центры, что регулируют метаболизм, баланс гормональной системы.
Сон оказывает на мозг благотворное влияние. Он восстанавливает его до того уровня, когда человек имеет возможность обучаться, адаптироваться к условиям внешней среды, адекватно интерпретировать импульсы и сигналы окружающей его действительности. Но при этом сон нельзя назвать и пассивным процессом. С одной стороны, нервная система и мускулатура расслабляются, происходит замедление сердечного ритма, а дыхание становится более редким. С другой, усиливается работа желез внутренней секреции, в организме активизируется ряд синтетических процессов .
Все эти явления происходят гармонично лишь в том случае, если организм получает достаточно сна — а в большинстве случаев это количество составляет не менее 7 часов. Бессонница же почти всегда приводит к субъективному ощущению снижения качества жизни, высокому уровню заболеваемости, утрате психоэмоциональной стабильности и нарушениям когнитивных функций.
Долговременные тренировки с отягощениями
В статье под долговременными УО подразумевают программы тренировок, продолжительностью ≥24 недель. В 24-недельном исследовании Cassilhas et al (3) оценивали влияние тренировки высокой (80% ПМ) и средней (50% ПМ) интенсивности на когнитивные функции 62 малоподвижных мужчин в возрасте 65 – 75 лет. Согласно результатам, улучшение в экспериментальных группах (тренировки с высокой и средней интенсивностью проводились три раза в неделю) по сравнению с контрольной (один раз в неделю разминка и растягивания без перегрузки) оценивалось на основе тестирования 1 ПМ, оценки самочувствия и рейтинга качества жизни (на основе вопросника Medical Outcomes Study Questionnaire SF-36, Geriatric Depression Scale и Profile of Mood Sates), а также теста умственной работоспособности и концентрации инсулиноподобного фактора роста – 1 (ИФР-1). Ранее другими исследователями было показано, что высокую концентрацию ИФР-1 в периферических тканях можно считать показателем увеличения умственной работоспособности (2, 33). Учёные пришли к выводу, что УО в группах средней и высокой интенсивности оказывают положительное влияние на когнитивные функции у пожилых людей (3).
В 52-недельном эксперименте Liu-Ambrose et al (24) выясняли эффективность УО один и два раза в неделю для улучшения когнитивной функции 155 женщин в возрасте 65 – 75 лет. Согласно результатам исследованиям, УО даже один раз в неделю могут оказывать положительное влияние на организующую функцию у женщин
Тем не менее, авторы обратили внимание, что польза относительная, так как в группе, занимающейся УО раз в неделю, отмечались значительные негативные явления со стороны скелетно-мышечной системы. Исследователи также сообщили о неожиданном уменьшении объёма мозга в результате тренировок с отягощениями в обеих группах
Они осторожно допускают, что подобный результат связан со снижением содержания бета-амилоида, обнаруженного в других работах, посвящённых болезни Альцгеймера (17, 32).
Упражнения на слух
За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.
- Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
- Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
- Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
- Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
- Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.
Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.
Недостаток сна губителен для внимания: результаты исследования ученых из Гарварда
На этот вопрос и попыталась ответить Элизабет Клерман вместе с коллегами . В исследовании прияло участие 17 человек — здоровых взрослых добровольцев. Их средний возраст составлял порядка 26 лет. Продолжительность ночного сна перед началом эксперимента у испытуемых составляла не менее 7 часов. Испытуемые должны были провести 32 дня в особых стационарных условиях, где специально поддерживался тот или иной режим освещенности.
Испытуемые были разделены на 2 группы. Одни имели возможность поспать всего по 4,67 часов каждые сутки. Время их ежедневного бодрствования составляло 15,33 часов. Во второй группе условия были более мягкими — они спали по 6,67 часов в сутки. Когда наступал «день», то свет включался; когда же, согласно протоколу исследования, наступало время для сна, светильники отключались. В первой группе продолжительность сна и ее соотношение с временем бодрствования была примерно равна показателям среднестатистического обитателя мегаполиса.
Каждый день испытуемые в обеих группах проходили компьютерное тестирование и обычное анкетирование. Результаты эксперимента были впечатляющими: постоянный недостаток сна в экспериментальной группе привел к тому, что у этих испытуемых скорость реакции понизилась вдвое. Что касается внимания, то оно упало в 5 раз. И все это — несмотря на то, что сами добровольцы искренне считали, что их активность и бдительность находится на приемлемом, обычном уровне .
Интересно, что за то непродолжительное время, которое испытуемые из экспериментальной группы уделяли ночному отдыху, эти показатели практически не восстанавливались. Иными словами, ночь полноценного сна, следующая за одноразовым ночным бдением, не способна восстановить когнитивные функции мозга до тех первоначальных характеристик, которые были им свойственны до недосыпания.
Клерман убеждена в том, что эти реакции — результат нехватки полноценного сна. Хотя пока что данные результаты должны быть подтверждены дальнейшими экспериментами; ведь выборка Клерман из 17-ти человек, по статистическим меркам, недостаточно многочисленна.
Период сенсомоторного интеллекта
В этот период ребенок проходит чрезвычайно сложный путь: преодолевает инстинктивные реакции и переходит до осознанных, прогнозируемых действий. Мозг младенца должен научиться координировать движения в пространстве. В этот период к нарушениям можно зачислить задержку эмоционального и моторного развития (оценивается по контрольным показателям). Также должно происходить речевое развитие, суть которого состоит в накоплении мозгом информации и составлении так называемого «виртуального лингвистического учебника», благодаря которому позже, к двум годам, ребенок сможет пользоваться родным языком на базовом уровне. Задержку речевого развития, как правило, диагностируют позже, но определенные прогнозы можно сделать и сейчас.
Упражнения на равновесие и координацию
Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.
- Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев
Соедините пальцы вместе
- Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
- Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
- Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
- Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»
Когда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак
Дизайн тестов
Когнитивные тесты, включенные в это исследование (и еще три добавленных недавно), можно посмотреть на https://gbit.cognitron.co.uk. Основное исследование включало девять тестов, которые, как было известно на основании предыдущего анализа, являются надежными для прохождения с разных устройств, чувствительными к интересующим авторов параметрам, таким как возраст, пол и уровень образования, подходят для пожилых людей и пациентов с умеренными когнитивными или двигательными нарушениями и не настолько сильно коррелируют, чтобы оценить только одну ведущую когнитивную способность (рис. 1). Более подробную информацию о тестах можно найти в дополнительных материалах.
Рисунок 1 | Когнитивные тесты, включенные в Большой британский тест интеллекта (ББТИ, англ. Great British Intelligence Test)
1. Тест складывания кубиков оценивает способность к решению пространственных задач. 2. Тест «Лондонский Тауэр», предназначенный для проверки пространственного ориентирования. 3. Порядок цифр — тест для измерения рабочей памяти. 4. Оценка зрительно-пространственной памяти — тест, предназначенный для измерения объема кратковременной пространственной памяти. 5. Определение цели — исследование, предназначенное для измерения пространственного визуального внимания. 6. Тест на мысленное вращение — тест, предназначенный для измерения способности пространственно располагать объекты в уме. 7. Поиск аналогий — оценка способности к семантическому рассуждению. 8. Выбор значения слова — оценка способности людей находить правильные определения малоупотребимых слов. 9. Распознавание эмоций — тест, направленный на измерение способности человека определять эмоции и различать их.
Нарушения когнитивного развития и коррекция
Диагностика и последующее лечение нарушений когнитивного развития назначаются в зависимости от времени появления нарушений и их специфики. Расстройства могут быть эмоциональными, моторными, речевыми. И возникают они под воздействием разных факторов. Многое зависит от окружения, воспитания, количества внимания, которое уделяют ребенку родители.
Обычно проявление самых тяжелых расстройств приходится на ранний возраст. Чем старше становится ребенок, тем более легкие когнитивные нарушения у него могут возникнуть
Но во всех случаях важно помнить, что лечение нарушений когнитивного развития у детей – дело тонкое, требующее общих усилий целой команды специалистов – психологов, педагогов, невропатологов, дефектологов. Современные методы лечения когнитивных нарушений позволяют успешно корректировать расстройства на любой стадии и добиваться выраженного положительного результата
Не стоит забывать, что даже если когнитивные навыки развиты хорошо, со временем они могут ухудшаться
Для профилактики следует тренировать память и внимание, развивать мышление. Викиум предоставляет уникальные тренажеры для мозга, способствующие развитию основных когнитивных функций
Тренируйтесь ежедневно, держите мозг в тонусе!
Упражнения на воображение
Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.
- Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
- Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).
Я мысленно дорисовала девочку. А вы?
- Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
- Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.
Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек — швейцарский нож»
- Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?