Развитие креативного мышления на уроках
Математика
— один из сложных предметов для изучения школьниками. Одним она дается легко, а
для других представляет определенные сложности. Для развития интереса к
изучаемому предмету учителю нужен не только индивидуальный подход к каждому
ученику, но и решить ряд определенных задач:
- привить интерес к урокам математики;
- улучшить навык исследовательской работы;
- развить логическое и пространственное мышление;
- ученик должен уметь эффективно усваивать новую информацию;
- работать со справочной литературой и иными источниками информации.
Это лишь
часть задач, которые стоят перед каждым педагогом. При возникновении проблемных
ситуаций использовать следующие приемы:
- решение задач несколькими способами;
- самостоятельный поиск интересных задач и решений;
- создание собственных задач на логику и нестандартное мышление.
Все эти
приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником. Вызывают
интерес к поставленным задачам.
Для
привития интереса к предмету лучше всего начинать обучение в игровой форме:
через загадку, интересную математическую историю (постановка проблемы), которые
приведут к решению задания. Учитель здесь выступает в роли ментора, который
ставит проблему (загадку), а ученик, как молодой ученый, ищет решение.
Приводим примеры подобных заданий (для учащихся 5 — 6 кл.):
1. Расставьте знаки между цифрами 7, 8 так, чтобы в
результате получить число в интервале от 7 и до 8.
Ответ: 7+7:8
2. Два автомобиля двигаются навстречу друг другу со средней
скоростью (в км/ч): первый равен 20% от 270, а второй — периметру
прямоугольника со сторонами 21 и 10. Сейчас расстояние (в км) между ними равно
объему прямоугольного параллелепипеда с ребрами 4, 3 и 29. Сколько часов
пройдет до их встречи?
Ответ: через 3 часа à 4 * 3 * 29 : ( 270 : 100 * 20 + (21 + 10) * 2)
3. Используя цифры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (в данном порядке) и
знаки действий, попробуйте получить в результате число 100.
Ответ: 1 вариант: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 * 9 =100
2 вариант: 1 + 2 + 3 + 5 + 4 * 6 + 7 * 8 + 9 =100 и т.д.
Главным принципом всех заданий должна быть открытость (подразумевающая несколько вариантов решений). Хорошо, если задания будут максимально приближены к бытовым жизненным ситуациям. Такие задания кроме развития креативности будут развивать навыки практичности, умение принимать управленческие решения.
Что это такое
Креативность, или творческое мышление, — это деятельность, в результате которой человек создаёт нечто совершенно новое. Для этого он использует не только исходные данные, но ещё и ассоциации, опыт, личное восприятие, воображение, внутренние ощущения. В результате получается абсолютно уникальный продукт.
Изучается в психологии творчества — отдельном разделе, посвящённом исследованию созидания всего нового человеком в науке, искусстве, технике, быту и обыденной жизни. Здесь же рассматривается творческий потенциал — как он формируется и развивается. Эти данные активно используются другими направлениями:
- культурно-исторической психологией;
- экзистенциальной;
- гуманистической;
- когнитивной;
- психоанализом;
- деятельностным подходом;
- гештальт-терапией.
Потенциал творческого мышления используется не только в психологии. Им заинтересованы и другие науки: философия, социология, политология, педагогика, информатика. Сегодня одним из критериев набора сотрудников на работу во многие крупные компании является креативность. Она необходима не только художникам, кинорежиссёрам, поэтам и музыкантам. Многие современные профессии также требуют способности созидать нечто совершенно новое, уникальное. Это дизайнеры, стилисты, копирайтеры, маркетологи, рекламщики и т. д.
В чем сила креативного мышления
Креативность – это навык сделать что-то новое, отходя от классических или устоявшихся схем мышления. С помощью креативного мышления каждый может генерировать новые идеи, действовать не так, как привык, и находить выходы из сложных ситуаций.
Еще говорят, что креативное мышление — это способность создавать/воплощать в жизнь новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму.
Еще креативное мышление помогает быстро сориентироваться в любой сложной ситуации (проблеме) и находить нестандартные пути к цели.Такое мышление требуется не только людям творческих профессий — креативность с можно применять для решения самых разных повседневных задач. Например, кадровику способность мыслить нетривиально поможет сэкономить для компании массу средств, а менеджеру — продать больше товаров и услуг. Очень ценный навык во все времена.
Ученые даже придумали для этой штуки метрику – коэффициент творческого интеллекта или CQ (Creativity Quotient), метрика с помощью задачек помогает делать замеры: например, после пары недель тренировок измерить прогресс/рост.
Почему важно развивать креативное мышление
Вот так плавно, мы подошли к понятию «креативное мышление». Его формирование напрямую связано с уровнем знаний и образом жизни человека, и межличностными взаимоотношениями индивида. Креативное решение, ничто иное, как продукт объединения знаний, навыков, опыта, и особенностей интеллекта.
Скорее всего, ты уже, и сама поняла, почему так важно развивать креативное мышление
Samka выше уже акцентировала внимание на том, как, в нашем современном мире, важна пластичность. Именно креативное мышление — и есть её фундаментом
Креативное мышление помогает находить нестандартные решения в сложных ситуациях, и тем самым молниеносно адаптироваться к новым условиям.
Виды мышления
Чтобы понимать, о чем пойдет речь, я немного введу вас в курс “Общей психологии” и объясню, что такое мышление, и какие разновидности этого процесса существуют.
Мышлением называют психический процесс, который помогает человеку по-своему воспринимать и отражать действительность. Оно способствует тому, что это отражение происходит обобщенно и опосредованно.
Простыми словами человек, когда видит картинку, он не рассказывает все оттенки, мелкие детали на рисунке, он ее описывает обобщая. Опосредованность – описание за счет других психических процессов: памяти (он запомнил картинку), внимания (он сконцентрировался) и так далее.
Видов мышления выделяют несколько:
- Наглядно-действенное – это первая ступень развития, отмечается у детей и животных. Ситуация изменяется только при физическом воздействии. Например, ребенку подарили машинку, но ему нужно ее разломать, чтобы понять, есть ли в ней сидение для водителя. Он оперирует только тем, что видит, додумывать он не может.
- Наглядно-образное – человек может представлять ситуацию, мысленно “прокручивать” разные варианты ее изменения. Оно связано с воображением, так как в мышлении устанавливаются новые сочетания свойств и предметов. Например, подушка используется не только для сна, но и для кидания, сидения на ней. Ребенок уже додумывает, где ее можно использовать.
- Словесно-логическое. Это высшая психическая функция, так как человек умеет использовать словесные понятия, логику, использует логические конструкции для решения разных задач. Человек может анализировать, обобщать, структурировать и делать выводы.
Это основные выделенные наукой виды, но есть еще разновидности, которые определяют индивидуальный характер мышления.
- Теоретическое. Человек может проанализировать явление, его характеристики, в процессе анализа изменять их и находить новые способы действия, и это помогает решать множество задач. Используется в основном в науке, когда ученые изобретают что-то новое.
- Практическое. Очень похоже на предыдущее – те же процессы: анализ, постановка целей, планы. Но из-за дефицита времени (что часто бывает) решение задач происходит быстрее, что усложняет этот вид.
- Творческое. Человек в мышлении создает свой, новый продукт, у него условно созревают новые нейронные связи, что приводит к развитию личности: появляется мотивация к деятельности, постановка целей, оценок и смыслов. Человек не мыслит шаблонно, у него продуктивное мышление.
- Пралогическое. Осознание разных явлений с точки зрения веры в незримые силы. Это обычные суеверия, ревность и т. д.
- Репродуктивное. Человек действует и мыслит по заданным шаблонам, ничего своего в процесс мышления не приносит.
- Критическое мышление. Человек строит логические связи и узнает новое на основе собственных умозаключений. Он не принимает все “на веру”, а проверяет убеждения самостоятельно.
Тест на творческие способности
Этот тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанной кандидатом психологических наук Еленой Евгеньевной Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.
Для правильной интерпретации ответов следует придерживаться нескольких правил во время прохождения теста:
- Среди предлагаемых коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
- Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
- Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество, которое можно развивать.
- Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
Cтатистика На весь экран
С другой стороны, творческое мышление связано не столько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую курса.
Как развить творческие способности
Не спешите отчаиваться, если вы недостаточно креативны. Сейчас мы будем исправлять ситуацию.
Бегите от стереотипов
Есть вероятность, что детектор ошибок можно «переучивать» самостоятельно. От знакомого дизайнера слышали такой совет. Если вам нужно придумать, например, логотип компании, первые три или даже пять ассоциаций можно смело отметать. Они будут самыми распространенными и банальными. После начнут появляться более креативные идеи.
Решайте анаграммы и необычные загадки
Детские задачки тоже подойдут. Наблюдайте за тем, по какому пути вы идете, чтобы найти ответ. Пробуйте не применять привычные логичные алгоритмы. Одну задачку мы уже подготовили для вас.
Однажды мой младший брат (ему было лет восемь) рассказал мне загадку, которую придумал сам. Она звучит так.
Есть два острова, между ними мост. На одном растут яблони, на другом – ничего нет. В воде – акулы, они моментально нападут на человека, если он решит поплавать. Мост может выдержать только мальчика и два яблока. Как мальчику за один раз перейти на пустой остров вместе с тремя яблоками?
Погодите сразу смотреть ответ – попробуйте пофантазировать.
Спойлер: по версии ребенка, мальчик будет жонглировать яблоками – так в руках всегда будет только два фрукта. Но это не значит, что этот ответ – единственный верный.
Не пренебрегайте внезапными мыслями
Не стоит сразу отметать то, что хочется назвать бредом или чем-то невозможным. Если хочется тренировать креативность – стоит научиться фантазировать и ловить случайные идеи.
Игра в ассоциации
Вам даже не понадобиться другой человек, чтобы начать тренировку. Выберите объект или явление и придумывайте как можно больше ассоциаций к нему. Чем дальше – тем оригинальнее будет получаться. Можно играть с друзьями, усложнять процесс и придумывать ассоциации вместе.
Придумывайте новое применение старым вещам
Или просто нестандартное. Необязательно воплощать эти идеи в жизни. Достаточно просто потренироваться и включить воображение.
Вероятно, вам также будет интересно:
Ваш мозг работает не так, как вы думали
10 советов, которые помогут вам сформировать здоровое отношение к технологиям
Теперь можно подключить компьютер к мозгу по венам
Креативность для digital-специалиста
Чтобы добиться успеха в digital-профессии, специалист должен обладать определенными способностями:
- Hard skills — навыками, которые нужны при выполнении определенных профессиональных задач: информационная грамотность, понимание кода, дизайн-мышление, инструменты кибербезопасности, английский язык на уровне Intermediate и т.д.
- Soft skills — личными качествами, эмоциональным интеллектом и когнитивными способностями: креативность, коммуникативные навыки, адаптивность, гибкость и т.д.
Эрудиция и интеллект — одни из основных качеств, по которым оценивают компетенции работника. Раньше считалось, что у всех специалистов, добившихся успеха, высокий IQ, поэтому работодатели учитывали коэффициент интеллекта соискателей. Они выбирали лучших. Но психологи Дж. Гилфорд и Э. Торренс опровергли эту идею и доказали, что высокий интеллект часто свойственен рациональным, прагматичным, расчетливым людям с логическим мышлением, а низкий IQ — менее 100% — также не свидетельствует о творческом начале.
Творческое мышление помогает digital-специалистам анализировать ситуацию с разных сторон, придумывать нестандартные способы ее решения. В 2020 году этот навык входил в тройку ключевых способностей по мнению экспертов из экономического форума в Давосе.
Специалисты с развитыми креативными навыками не бояться мозговых штурмов, могут генерировать нестандартные идеи и реализовывать их
В digital-сфере такие работники пробиваются через информационный шум, привлекают внимание аудитории и доносят до них нужную информацию
Дж. Гилфорд и Э. Торренс разработали «коэффициент креативности», чтобы выявить связь между интеллектом и креативным мышлением, и определить критерии его развития. Параметр показывает степень творческой активности взрослого и ребенка. По результатам исследований для развития креативных навыков нужен интеллект чуть выше среднего и склонность к дивергентному, то есть разнонаправленному мышлению.
Креативность также связана с эмоциональной стабильностью — у людей со склонностью к креативности гораздо реже бывают эмоциональные реакции на стресс, нежели у людей, склонных к пассивному поведению. В этом проявляется взаимосвязь креативного поведения и интеллекта: человек с повышенным уровнем интеллекта склонен к творчеству и нестандартному мышлению.
Кому стоит пройти обучение по прокачке креативного мышления
- Дизайнерам. Глубже разберетесь в алгоритмах создания новых идей и вещей. Сможете смелее и продуктивнее делать творческие эксперименты.
- Аналитикам. Освоите основы придумывания идей, изучите теори, разомнете воображение и раскачаете творческие мышцы.
- Арт-директорам. Прокачаете процессы дизайн-команды. Повысите скорость принятий дизайн-решений.
- Product-менеджерам. Освоите уникальную культуру мышления, станете продуктивнее и смелее в экспериментах. Сможете глубоко разобраться в мышлении творческих специалистов и станете «своим» в команде.
- Инженерам. Прокачаете навыки визуального решения задач и станете более востребованным специалистом.
Компоненты мышления
Мало кто задумывается над тем, что участвует в природе порождения мысли. Какие существуют компоненты эвристического мышления?
- Память. Прежде всего, в этом процессе участвуют воспоминания человека. Чем их больше, тем лучше будет развито воображение. Знания тоже играют не последнюю роль. Интеллектуалу проще придумать новый подход к решению какой-то задачи, чем школьнику, не получившему среднего образования.
- Воображение. Если учесть, что эвристика – это наука, разрабатывающая творческие подходы к решению проблем, то можно понять, что человек в этом процессе задействует фантазию. Именно она помогает породить что-то новое и невиданное.
- Мышление. Воображение и память помогают человеку придумать что-то абсолютно новое. Как же происходит этот процесс? Человек размышляет о чем-то, синтезирует знания, обогащает их воображением и применяет изобретенный подход для решения той или иной задачи.
Методы развития творческого мышления
Человеческий разум уникален, он в силах адаптироваться к любым жизненным ситуациям. В экстренных случаях мозг может стремительно собрать всю нужную ситуацию воедино, и выдать неординарное решение.
Если человек в обычной жизни решает задачи на творческое мышление, его ничто не застигнет врасплох. Он из любой, даже самой трудной ситуации, найдет правильный выход, который к тому же принесет пользу.
Методы развития творческого мышления основаны на том, что любой человек реализовывает на протяжении своей жизни лишь небольшую часть своего потенциала, и нужно найти способы «включения» всех возможностей мозга.
Выделяют 2 основных метода развития творческого мышления:
«Мозговой штурм»
Автор А. Осборн. Метод был создан в 1938 г., и до сих пор активно используется в промышленности, военно-морском деле.
В его основе лежат понятия генерирование идей и их критическая оценка.
Классический «мозговой штурм» состоит из 2 команд.
Первая команда должна разработать как можно больше путей решения вопроса, какими бы нереальными и даже глупыми они ни казались на первый взгляд.
Вторая – обсуждает, развивает каждое предложение, и в результате должна остановиться на каком-либо одном решении.
Важные особенности «мозгового штурма»
- четкое разделение обязанностей;
- предлагать максимальное количество путей решения вопроса;
- уметь развивать самые безумные идеи, которые были предложены;
- уметь работать в команде.
Синектика
Автор У. Гордон. Метод был основан в 1948 г. Главным принципом является сделать известные вещи неизвестными, изменить стандартный взгляд на обыденные явления.
Читайте далее: Развитие обучаемости
Примеры синектики
Синектика основана на таких приемах:
- ассоциация (поиск похожих процессов, явлений из абсолютно другой сферы);
- поэтические символы, образы;
- фантастическая аналогия. Почему бы не предложить решение по примеру сказочного персонажа?
Оба эти метода – «мозговой штурм» и синектика, должны разрушить стереотипное восприятие мира, и создать совершенно новый, оригинальный тип мышления.
Эвристика
Дополнительно, свойством творческого мышления становится эвристика. Эвристический метод решения задач не предполагает какого-либо обычного метода. Это разрыв шаблона или его преобразование. Необходимо выйти из общепринятых рамок, чтобы придумать новую ситуацию, которая решит проблемную. Поиск решения осуществляется, как правило, без полной информации о её решении и не имеет четкого алгоритма действий. Такого рода задачи решаются с применением интуиции, предвосхищения результата, с ощущением внутреннего озарения (инсайтами).
Как происходит решение такого рода задач, требующих к себе творческий подход? Вначале собирается вся имеющаяся информация по проблеме. Затем происходит проработка с последующим выдвижением теорий, обдумывание. Чаще первые попытки решить задачу основаны на линейной логике и на разумных объяснениях. Но они не дают желаемого ответа. За этим следует инкубационный период, когда информация вытесняется в подсознание. Необходимо время, чтобы после некоторого перерыва интенсивной работы мозга, на ум пришел искомый ответ. Иногда требуется переключение мыслей на другую деятельность.
7 ключевых признаков критического мышления
Наверное, практически каждый человек уверен, что умеет мыслить критически. Но в действительности такая способность присутствует лишь у небольшого количества людей, да и то не всегда. Настоящее критическое мышление подразумевает, что соблюдаются все семь принципов, каждый из которых мы детально рассмотрим далее.
1. Гибкость
Мы склонны держаться за наши знания и убеждения, опираться на стереотипы и придерживаться заранее выбранной точки зрения. Такой подход позволяет нам минимизировать когнитивную нагрузку и снизить уровень стресса. Именно отсутствие гибкости мышления сильнее всего мешает большинству людей мыслить критически. Они предпочитают получать информацию в готовом виде, осмысливая её в соответствии с имеющимися паттернами восприятия.
Гибкость мышления важна ещё в одной сфере. Большинство людей обычно верит той точке зрения, которую слышит первой. Например, если поссорились два соседа, остальные обычно поддерживают того, кто успел первым рассказать им своё видение ситуации и обвинить в конфликте своего оппонента. Но человек, способный мыслить гибко, непредвзято оценивает ситуацию, и его мнение не зависит от того, в какой последовательности он услышал версии конфликтующих сторон.
2. Логичность
Несмотря на то, что логика – это довольно сложная наука, большинству людей её основные законы доступны для понимания на интуитивном уровне. Логичность критического мышления подразумевает, что в своих суждениях человек руководствуется именно законами логики. Все его умозаключения логичны, он всегда действует и рассуждает последовательно, в любых обстоятельствах умеет правильно оценивать причинно-следственные связи, не путая и не перекручивая их.
3. Социальная ориентированность
Каждому человеку в той или иной мере свойственен специфический эгоизм, заключающийся в том, что он считает более правильными те утверждения, которые выгоднее или приятнее для него самого. Но хорошо развитое критическое мышление исключает подобный подход.
Такой человек любую ситуацию рассматривает с разных ракурсов и оценивает её не с позиции личных предпочтений, а с позиции социальной справедливости и адекватности. Например, если происходит конфликт в общественном месте, он всегда трезво оценивает ситуацию, при необходимости признавая свою неправоту.
4. Обоснованность
Любое утверждение должно быть аргументировано и доказано. Человек с развитым критическим мышлением прекрасно понимает это, поэтому в споре всегда использует только те аргументы, которые готов доказать, и избегает аргументов в стиле «Любой дурак знает!». Разумеется, и к чужой аргументации он весьма требователен. При этом многих людей раздражает, когда он уточняет, из какого источника взята определённая информация и как её можно перепроверить.
5. Беспристрастность
Ещё одна особенность людей с хорошо развитым критическим мышлением заключается в том, что они никогда не судят пристрастно. Они игнорируют авторитетные точки зрения и личные предпочтения, не боятся, что их выбор кого-то расстроит.
Чтобы проверить, умеете ли вы мыслить беспристрастно, представьте себе ситуацию, в которой близкий вам человек оказывается неправым в споре с кем-то посторонним. Заметите ли вы это? Сможете ли сказать ему, что он неправ, и как вообще будете вести себя в такой ситуации? Оставаться беспристрастным очень сложно, поэтому это одно из самых эффективных испытаний критического мышления.
6. Последовательность и системность
Критическое мышление не может быть бессистемным или непоследовательным. Оно не терпит хаоса и сумбура в мыслях, а требует порядка и умения раскладывать информацию по полочкам. Такой человек всегда последователен в своих суждениях, решениях и действиях. И посторонним обычно довольно сложно запутать его, сбить с мысли или навязать свою точку зрения, которая не впишется в его систему.
7. Самостоятельность
Многие люди даже не задумываются, насколько им нравится, когда кто-то думает за них и преподносит им уже готовую точку зрения – продуманную, аргументированную и простую для понимания. Но критически мыслящий человек никогда не принимает готовое мнение
Для него важно получить достаточное количество убедительных аргументов, чтобы самостоятельно сформировать свою точку зрения
Стиль мышления
Как человек может придумывать что-то новое? Для каждого индивида характерен собственный подход к творчеству. Ведь эвристика – это наука, изучающая методы и способы того, как человек делает открытия. На какие же стили делится мышление?
- Экспрессивное. Спонтанное творчество является основой любого вида изобретений, открытий и порождения креативных идей. Человек творит ради того, чтобы творить. Вдохновение для своих идей и открытий индивид может найти где угодно: дома, по дороге до магазина или же в общественном транспорте. Идея приходит спонтанно и требует немедленного осмысления и реализации.
- Продуктивное. Такой вид мышления контролируется человеком. Идея заранее хорошо обдумывается и уточняется. Человек не делает ничего спонтанного, хотя и не отказывается от возможности креативного проявления своей натуры. Творческое видение проблемы всегда выражается в продуктивном мышлении.
- Инвентивное. Изобретательское мышление свойственно не всем людям. Оно в основном присутствует у конструкторов, архитекторов или проектировщиков. Люди самостоятельно настраивают свое мышление на нужную волну, чтобы было проще входить в рабочее состояние.
- Инновационное. Человек может не изобретать велосипед заново, а модернизировать его. Такой процесс тоже называется творческим, но все же это творчество специфическое, хотя и необходимое для развития нашего общества.
Особенности творческого мышления
Дивергентное мышление — что это такое
Творческое мышление мало связано с актерами, художниками и музыкантами, не все люди такого склада ума являются артистами. Индивид может обладать несколькими чертами мышления, которые предопределяют его творческое направление.
Среди особенностей творческого мышления выделяют:
- Уникальность. Желание создать новинку, будь то идея или предмет. Человек творчества не основывается на чужих примерах, он вырабатывает нечто свое собственное;
- Понятийная гибкость. Умение применить к некоторому явлению другую точку зрения в попытке рассмотреть его шире, в непривычных вариациях с целью сделать его уникальным;
- Спонтанность. Свободное переключение от одной мысли к другой. Восприятие информации из разных источников. Спонтанность возникновения идеи в ситуации, которая не располагала к этому;
- Эвристика. Преобразование привычного, выход за рамки – необходимые навыки в творческом мышлении.
Важное свойство креативности – выход за рамки привычного