Новые исследования показали, как происходит процесс выбора в мозге

Содержание

Гормоны

Химическое взаимодействие

Норадреналин — медиатор, который обеспечивает работу различных мозговых систем, связанных с активацией и бодрствованием, обеспечивающих бдительность и внимание, а также является переносчиком сигналов в симпатической нервной системе. В симпатической нервной системе норадреналин вызывает сужение кровеносных сосудов, подъем артериального давления, увеличивает частоту дыхания и сердцебиения

Норадреналин также работает как гормон, который выделяют надпочечники, расположенные с обеих сторон чуть выше почек. Результаты его выделения надпочечниками те же самые: спазм сосудов, подъем давления, ускорение работы сердца и учащение дыхания. Адреналин, норадреналин, а также другие гормоны, вырабатываемые надпочечниками, играют важную роль в ответе организма на стресс.

Гормоны — это химические вещества, которые выделяются в кровь железами внутренней секреции, которых очень много в нашем организме. Гормоны передают сообщения, которые вызывают различные изменения в организме, и это очень похоже на то, как действуют медиаторы в нервной системе. В нашем организме есть много веществ, таких как норадреналин, которые работают и как медиаторы, и как гормоны. Налицо очень тесная связь между нервной и эндокринной системами, являющимися мощными регуляторами происходящих в организме процессов

Мозг через гопоталамо-гипофизарную систему оказывает важное влияние на процесс регуляции выделения гормонов, и если происходит сбой в работе медиаторов, может возникнуть гормональный дисбаланс, который, в свою очередь, начинает оказывать влияние на мозговые функции и, как следствие на то, как человек себя чувствует

Одним из «инкубаторов» нейронов является гиппокамп, который играет ключевую роль в памяти

В ходе одного исследования ученые из Торонтского университета использовали химические метки для того, чтобы проследить движение образующихся естественным образом клеток головного мозга у здоровых мышей.

Этих мышей приучали добираться вплавь до закрепленной платформы, и в конце концов, после многочисленных попыток, мыши запоминали ее местонахождение.
Когда позже изучили головной мозг этих мышей, обнаружили, что новообразованные нейроны были задействованы для выполнения задачи по запоминанию – помеченные клетки сконцентрировали в «инкубаторах» гиппокампа.

Ученые, также, обнаружили, что новообразованные нейроны начали улучшать память уже через месяц.
По словам нейрофизиолога Пола Франленда, который руководил этой работой, исследование показало, что количество новых клеток головного мозга зависит от окружающей среды.
Употребление кокаина и стресс, например, ослабляет их образование, а бег трусцой и учеба усиливают.

То, что ученые называют пластичностью нервной системы, 21-летний Иен Брэдли зовет просто надеждой.
Участь в седьмом классе, он все еще не умел читать, а буквы и цифры писал как первоклассник.
«Я думал, что я дурачок», — говорил он.
Всю начальную школу его мать Мэри часами читала ему учебники и помогала выполнять письменные домашние задания.

А потом отец Брэдли услышал про школу Эрроусмит.
У ее основательницы Барбары Эрроусмит-Янг в свое время тоже были проблемы из-за нарушения способностей к обучению.

И тогда она придумала ментальные упражнения, с помощью которых могла преодолеть свою «неполноценность».
Позже она разработала новые упражнения, способные помочь людям с подобными отклонениями.

Сегодня обучение по программам Эрроусмит ведется по всей Северной Америке.

Бредли провел в такой школе три года, где снова и снова выполнял упражнения по тренировке памяти и вниманию, например, составлял пары из букв и соответствующих им символов.
«Это было страшно утомительно», — говорит он.

Однако, по окончании курса он уже читал на уровне восьмого класса.
А сегодня недавний выпускник средней школы, успеваемость которого улучшилась настолько, что в 11-м классе ему вручили почетную грамоту, мечтает стать летчиком.
«Раньше моя жизнь была такой унылой, — говорит он.
– А теперь у меня есть цель высотой до небес».

Новые открытия в области нейрофизиологии дают надежду многим:

страдающим от последствий инсульта, тем, кто борется с хронической болью, молодым людям с нарушением способности к обучению.

— Пока что нам удалось лишь обнаружить механизмы, посредством которых мозг может изменяться, — говорит нейрохирург Андрес Лозано, один из тех, кто помогал спасать Говарда Рокета.

Сегодня врачи и ученые начинают понимать, что не желавший подчиниться болезни предприниматель из Торонто все-таки оказался прав.

После 60 лет – работа обоих полушарий

Новые исследования показали, как происходит процесс выбора в мозгеКонечно, в определенном возрасте мозг становится менее реактивным. Но он сохраняет «познавательные резервы». И они должны  стимулироваться для выполнения интеллектуальной активности.

Если человек уходит на пенсию, продолжая вести активную жизнь, у него все шансы избежать нейродегенеративных болезней.

Как интеллектуальная активность предохраняет мозг? Точно неизвестно, но существует гипотеза, которая находит все больше подтверждений. У мозга есть «познавательный резерв», способный в некоторой мере компенсировать повреждения, вызванные болезнью.

Что такое старение мозга? Прогрессивный процесс потери пластичности. Все мембраны нейронов, насыщенные липопротеинами, понемногу окисляются. Нервные клетки – в основном, аксоны – становятся жесткими, вызывая постепенное замедление передачи нервного импульса в цепи. Мозг становится менее гибким, менее реактивным. Он хуже обрабатывает информацию и плохо адаптируется к изменениям. Поэтому надо стараться избегать этого окислительного стресса мембран. Трудная борьба, но она возможна – в частности с помощью питания и интеллектуальной деятельности. Не стоит отправлять свои нейроны на склад после выхода на пенсию! Надо покупать книги и игры, могущие стимулировать мозг…

Десятиминутная «гимнастика для ума» за день положения дел не изменит. Бессмысленно надеяться, что легче вспомнишь место, куда накануне спрятал ключи, ежедневно заполняя решетку судоку… Ведь наша память работает, как комплекс отдельных модулей. При визуально-пространственном упражнении задействуется один модуль, а остальные находятся в ожидании. Но игры могут вызвать стресс в случае провала, а потому таких ситуаций следует избегать. Ведь каждый стресс повреждает нервные клетки, которые и так уже повреждены окислительным стрессом.
Еще одна обязательная вещь: поддерживать в порядке свои чувства. Старение чувств не облегчает дела. Когда ухудшается зрение, слух, человек самоизолируется и слабеет. Коррегируя сенсорный вход информации, к примеру, с помощью слухового аппарата, отрицательный эффект удается снизить. Все исследования показывают одно. Надо поощрять активность любого типа среди пожилого населения, а оно в наших обществах растет. Настоящий выбор здравоохранения, не имеющий побочных последствий.

Изменения в головном мозге

Появление новых методов исследования, главным образом, МРТ, КТ и ЭЭГ, позволило получить довольно много интересных данных о шизофрении. Если говорить простыми словами, ученые смогли узнать, как выглядит мозг человека, у которого есть шизофреническое расстройство.

Новые исследования показали, как происходит процесс выбора в мозге

Оказалось, что почти у всех шизофреников наблюдаются атрофические процессы в следующих областях:

  • медиальные височные доли;
  • гиппокамп;
  • миндалины;
  • верхняя височная извилина;
  • парагиппокампальная извилина.

Кроме того, у всех больных было выявлено увеличение бокового желудочка и уменьшение серого вещества в префронтальной коре, височных долях и передней поясной извилине.

Эта информация позволяет объяснить некоторые симптомы шизофрении. Так, поражение гиппокампа, который отвечает за кратковременную память и пространственно-временную ориентацию, обусловливает развитие слабоумия при шизофрении. Нарушения в префронтальной коре отражаются на когнитивных функциях и т.д.

Таким образом, доктора, наконец, смогли увидеть, что происходит с головным мозгом пациента, у которого есть шизофрения. Но ответ на главный вопрос, связанный с этиологией заболевания, пока не получен. Разве что теперь врачи способны выявить шизофреническое расстройство на ранней стадии, то есть до его обострения, которое и приводит к основным проблемам в жизни больного-шизофреника.

Однако, это требует кропотливой работы, на которую иногда уходят годы

Тем не менее ученые говорят о пластичности нервных структур, о том, что интенсивные умственные и физические упражнения могут изменять мозг на структурном уровне.
“Когда человек думает, в мозгу происходит обновление его “аппаратной части”», — говорит психиатр Норман Дойдж из Торонто.

А эти физические изменения влекут за собой изменения функциональные.

В своей книге “Мозг, который сам себя меняет” Дойдж пишет:
«Я знал ученого, благодаря которому люди, слепые от рождения, начинали видеть; другой помогал глухим вернуть утраченный слух.
Я встречался с людьми, у которых резко увеличился показатель умственного развития, хотя прежде их считали неспособными к обучению; я видел доказательство того, что 80-летние люди могут улучшить свою память до уровня 55-летних.
Я видел, как люди заставляли свой мозг работать по-новому и вылечивались от болезней, считавшихся неизлечимыми».

Эти изменения происходили благодаря многократным умственным упражнениям.
Другими словами, мысли могут изменить работу мозга.

Нейрофизиолог Ричард Дэвидсон из Университета штата Висконсин (США) продемонстрировал действенность этой терапии, проведя эксперимент с медитацией — одной из разновидностей психической зарядки.

Он измерял активность мозга у буддийских монахов, когда те предавались медитации “сочувствия”, порождающей чувство любви ко всему живому, и обнаруживал существенную разницу между новичками и монахами с большим опытом медитации.

У последних мозг генерировал мощные гамма-волны, участвующие в процессах высшей нервной деятельности — восприятии и сознании.
Таким образом, многолетние ментальные упражнения монахов изменили работу их мозга.

КАК СТИМУЛИРОВАТЬ СВОИ СПОСОБНОСТИ

Хорошо спать, чтобы пребывать в бодром состоянии

Новые исследования показали, как происходит процесс выбора в мозгеОбязательное условие хорошего функционирования мозга – сон. Ибо для улучшения познавательных способностей надо быть… в бодром состоянии. Это позволяет возвращать синапсы в состояние покоя.

Сколько надо человеку, чтобы отдохнуть? Есть люди, спящие мало и спящие много. Это генетика. Но если вы спите менее семи часов, вы рискуете потерять в эффективности. Кривая достижений мозга имеет два пика: два часа после пробуждения и период с 14 до 18 часов, когда центральная температура тела достигает максимума. В остальное время у каждого могут быть потери бдительности, сонливое состояние в разгар дня.

Для борьбы с этим состоянием можно выпить одну-две чашки кофе в зависимости от веса и скорости пищеварения. Плазматический коэффициент быстро поднимается и остается максимальным 30–45 минут, но пробуждающий эффект ощущается через 10–15 минут. Стоит прибавить пятнадцатиминутную сиесту. И у вас на будущие 4–5 часов будет максимальная бдительность.

Симптомы

Прежде чем перейти к описанию изменений в головном мозге человека с шизофренией, следует уделить немного времени ее симптомам. Форм протекания у психопатологии много. Она является полиморфным заболеванием, которое может развиваться по разным сценариям. Но, в целом, все ее признаки разделяются на две группы:

  • Негативные: апатия, абулия (безволие), отсутствие мотивации, суицидальные настроения и иные симптомы депрессивного типа. Их наличие свидетельствует о пассивности психического аппарата.
  • Позитивные (продуктивные): бред, навязчивые действия, галлюцинации и кататонические расстройства. Их появление говорит об активности психики.

Обычно перед приступом наблюдается усиление негативной симптоматики. Затем начинается активная фаза с позитивными признаками. Если удается вывести больного в ремиссию, бред и галлюцинации сменяются остаточными негативными симптомами.

В тяжелых случаях одна фаза наслаивается на другую, в результате чего больной одновременно и апатичен, и, например, слышит голоса или бредит. Обычно такое бывает при резистентной шизофрении, когда у пациента вырабатывается устойчивость к лекарственной терапии. Но зачастую происходит именно чередование активного и негативного этапов болезни. Первый также называется обострением или приступом.

О чем речь?

Наш мозг состоит из нейронов – нервных клеток, которые передают друг другу информацию с помощью электрических зарядов. Заряд переходит от одного нейрона к другому с помощью синапсов – соединений между ними. И, чем этих соединений больше, тем лучше мозг справляется с различными функциями – запоминает и производит информацию, управляет движением, планирует действия.

Представьте себе квадратный лист бумаги. На нем начертили шесть линий – три из них идут слева направо и делят лист на четыре равные части, еще три делят его аналогично, но уже сверху вниз. В итоге у нас есть поле, поделенное на шестнадцать квадратов. В каждом квадрате поставим точку. Точки пронумеруем от 1 до 4 в верхнем ряду, прямо под номером 4 будет номер 5. Во втором ряду точки пронумеруем в обратном направлении от 5 до 8. Если мы пронумеруем точки и последовательно соединим их линией, то получим 15 отрезков. Если номер 1 соединить не только с номером 2 по горизонтали, а и с номером 8 по вертикали и с номером 7 по диагонали, отрезков станет больше.

А, если точек гораздо больше и соединяются они не в плоскости, а в трехмерном пространстве, то связей будет на несколько порядков больше. По такой схеме работают нейронные связи мозга.

Иллюзия свободы

Есть множество факторов, влияющих на наши решения и поведение: гены, склонности, утренний уровень тестостерона и дофамина и т. д. Сумма всех этих факторов приводит к нашим решениям и объясняется как свободный выбор. Поэтому вполне вероятно, что наше ощущение свободного выбора — иллюзия и наше представление о свободном решении стоит пересмотреть. С другой стороны, это может привести к необычным последствиям. Встает в суде адвокат и заявляет: «Посмотрите на МРТ-скан мозга моего подзащитного, у него необычный мозг: он не мог убить». Есть примеры, когда срок заключения действительно снижали из-за таких аргументов.

Но зачем с точки зрения нейробиологии нам нужно ощущение свободного решения? Возможно, за ним стоит The Exploration-Exploitation Dilemma, которая ярко проявляется в ситуациях, когда нам необходимо сделать выбор. Например, вы любите чернику. Когда вы собираете ее в лесу, ваш мозг автоматически подсказывает вам следующий черничный куст. Здесь возможность свободного выбора не требуется: вы просто едите ягоды, переходя от куста к кусту. Но когда их становится меньше, вы ощущаете желание поискать что-то вокруг, найти новый куст. Возможно, это желание исследовать другие источники пищи, попробовать другие варианты поведения и лежит в основе ощущения необходимости свободного выбора.

The Exploration-Exploitation Dilemma (Дилемма «Исследование vs следование»)

Вопрос о том, в какой момент выгоднее и экономичнее прекратить поиск новых решений (исследовательскую деятельность) и начать применение уже найденных (следование выработанным правилам).

Психолог Дэниел Вегнер почти 20 лет назад опубликовал интересную книгу об иллюзии свободного выбора. В рамках одного из экспериментов он просил испытуемого втыкать иголки в куклу вуду, а перед ним сидел молодой человек (на самом деле подставной), которого «изображала» эта кукла и который вдруг заявлял, что у него заболела голова. С одной группой испытуемых этот молодой человек вел себя спокойно, а с другой при знакомстве сразу же начинал грубить, хамить и вести себя вызывающе. У людей спрашивали, ощущают ли они ответственность за возникновение его мигрени. И если совпадение по времени двух явлений — втыкания иголок и сообщения о мигрени — не создавало ощущения причинно-следственной связи, то когда к ним добавлялось третье, «дурные мысли», люди чувствовали между ними «мистическую» связь. Множество других исследований также показали, что если события совпадают во времени, то мы чувствуем причинно-следственную связь и считаем, что мы ответственны за то или иное решение.

Дэниел Вегнер считает, что, возможно, ощущение свободного выбора работает как указатели поворота в автомобиле, которые предупреждают нас о том, чего нам ждать от собственного тела, даже если мы не знаем настоящих причин своего решения.

Делайте перерывы на физическую активность

Большинство антропологов считают, что наши предки проходили не меньше 19 километров в день. Развитие мозга сопровождалось движением: засиделся на месте — попал в пасть к хищнику. Учёные выяснили, что и у современных физически активных людей любого возраста когнитивные способности развиты лучше, чем у тех, кто мало двигается.

В рамках исследования дети бегали по 30 минут два-три раза в неделю, и спустя три месяца их интеллектуальные способности улучшились. Однако, как только занятия прекратились, показатели стали прежними

Учёные поняли, что важно регулярно насыщать мозг кислородом. Сам Медина перерывы в работе заполняет не кофе, а упражнениями

Медитация, также, может сильно влиять на наши физические ощущения, например на восприятие боли

Мелисса Монро, экс-чемпионка Канады по бодибилдингу, в возрасте 30 лет узнала, что опухль у нее в горле размером с куриное яйцо является злокачественной лимфомой Ходжкина.
Заболевание оказалось настолько запущенным, что врачи сказали ей:
“У вас рак по всему телу, с головы до пят” — и опредилили, что жить ей осталось три месяца.

Однако, Мелисса Монро стала бороться, несмотря на то, что боль от опухолей, которые давили на внутренние органы, была невыносимой даже для нее, спортсменки, привыкшей работать на пределе физических возможностей.
Она обратилась за помощью к психиатру Татьяне Мельник, которая научила, как надо «настраивать» себя, чтобы облегчить боль.

Боль – это физическое ощущение, объяснила Мельник, однако если эмоционально на нее реагировать, то она будет лишь усиливаться.

Психиатр посоветовала Мелиссе воспринимать боль как данность:
«Не давайте ей оценку – очень или не очень сильная; просто живите с ней».

Мысленно настраивая себя подобным образом, Монро научилась справляться со своей реакцией на ощущение боли: она чувствовала ее, но уже не зависела от нее.
«Это было что-то, что я испытываю, — говорит она, — но это уже происходило как будто не со мной.
Я абстрагировалась от боли и не дала ей скрутить меня».

Монро бросила вызов судьбе и начала интенсивную химиотерапию.
После одной сложной процедуры она, вернувшись домой, даже потеряла сознание и пришла в себя лишь благодаря своей сестре, которая сделала ей непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

А в 2006 году исполнилось 6 лет с тех пор, как врачи признали у нее отсутствие рака.
И она продолжает заниматься медитацией.

«Чтение мыслей»: этическая сторона эксперимента

Исследование прошло успешно и произвело большое волнение в научной среде. По сути, это была первая попытка «чтения мыслей» или получения доселе скрытой информации, которую раньше было невозможно получить никаким методом. В связи с этим перед учеными встала этическая дилемма.

С одной стороны, открытие могло бы быть очень полезным. Оно произвело бы настоящую революцию в создании протезов, управляемых силой мысли. Это бы улучшило качество жизни людей с инвалидностью. Также можно было бы создавать компьютеры нового поколения, где больше не нужно печатать текст, достаточно специального интерфейса, который будет считывать мысли, передавать их в память устройства и выводить на экран. Изменилась бы и судебная система, преступники больше не смогли бы скрывать свои преступления.

Однако, такое нововведение могло бы привести к созданию настоящей антиутопии, подобно той, что показана в фильме Стивена Спилберга «Особое мнение», где преступников карают за еще не совершенные преступления. Кроме того, оно открывает неограниченные методы для контроля над разумом и требует новых, более совершенных способов защиты личных данных. Возникают и вопросы к точности используемых методов, их достоверности.

«Нам необходима дискуссия об этических аспектах «сканирования мозга», о тех последствиях, к которым может привести дальнейшее научное исследование в этой области, чтобы в один прекрасный день мы не удивились возможностям новых технологий. Мы должны быть готовы к самым неожиданным результатам», — заявил профессор Джон Дилан Хайнeс в интервью немецкому изданию «The Local».

Известный немецкий философ современности, Томас Метцингер, в своей книге «Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель Эго» писал, что свобода воли — не только философское и нейробиологическое понятие, но и социальное. Поэтому представление людей о том, есть ли у них свобода воли, может иметь социальные последствия.

Если представить себе общество биороботов, которым можно внушить идею о свободе воли и некоторые мысли, удобные для некой контролирующей структуры, например, необходимость говорить правду, то станет возможной «моральная агрессия», считал Метцингер. Это даст возможность одним индивидам лицемерно обвинять и угнетать других ради повышения своего социального статуса. В то же время, снижение веры в свободу воли может привести к снижению альтруизма, самоконтроля, нарастанию асоциального поведения.

«Итак, если в обществе распространится неуверенность вульгарного материализма в свободе воли, то она действительно может привести к антисоциальным тенденциям, более импульсивному и бесцеремонному поведению, которое будет все больше игнорировать негативные последствия собственных действий».

Метцингер писал, что мысли об отсутствии воли разрушительны для сознания человека, поэтому большинство людей склонны агрессивно сопротивляться этой идее, аргументируя тем, что «чувствуют себя свободными» или «это просто ужасно». Несмотря на это, большинство людей не могут отследить, как и когда именно они делают выбор, а образ «наблюдателя» является лишь иллюзией, созданной сознанием. Тем не менее, он считал свободу воли и детерминизм вполне совместимыми, а идею выбора — необходимой для целостности картины мира человека.

Усталость

Как известно, человеческий мозг не может выполнять несколько задач одновременно. Эволюция не посчитала нужным поделиться с нами такой функциональностью. Не верите? Тогда попробуйте взять колоду карт и в быстром ритме выкладывать на стол одну за одной, озвучивая их названия, и при этом решать математические примеры в уме. Как только мозг получает две и более задачи, он начинает зависать. Именно поэтому законы многих стран запрещают одновременно вести машину и разговаривать по телефону. В этом случае осознанно вы будете совершать только одно действие, а второе будет выполняться на автомате и, скорее всего, некачественно.

Взаимодействие с несколькими гаджетами одновременно — это тоже многозадачность. Современные медиа сами поставили нас в такие условия, но исправить что-либо уже сложно. Мы слушаем подкасты, тут же просматриваем видео и одним глазом читаем статью. И все это при работающем ТВ. В итоге происходит слишком активная сенсорная стимуляция

В результате исследования подобного процесса появился термин «частичное внимание». Его предложила Линда Стоун в 1998 году

А сейчас он актуален как никогда. В результате расщепления внимания и его деления между несколькими источниками происходит серьезное утомление и «изнашивание» мозга. Люди могли бы почувствовать это сами, если бы не яркие стимулы, которые заглушают и перебивают эффект утомления.

Новые исследования показали, как происходит процесс выбора в мозге

Мозг надо прокачивать, как мышцу

Мозг можно и нужно развивать: как и тело, он способен меняться (и это научный факт). Наш мозг, по словам Медины, работает как мышца. Чем старательнее мы учимся, тем крупнее и сложнее он становится.

Например, у скрипачей увеличен участок мозга, отвечающий за движения левой руки: он выглядит так, будто музыканты придерживались диеты с высоким содержанием жиров.

Левой рукой скрипач касается струн, а в правой — держит смычок. Область, которая отвечает за действия правой руки, выглядит намного проще — движения этой руки более однообразные, а область мозга, ответственная за левую руку, вздута и испещрена бороздами, ведь механика движений левой руки требует от скрипача большей филигранности.

Миф № 1: каждая зона мозга выполняет отдельную функцию

Первый миф гласит, что каждая область человеческого мозга выполняет определенную функцию. Согласно этому мифу, мозг напоминает пазл. Одна часть пазла отвечает за зрение, другая — за память, третья — за эмоции и так далее.

Такой взгляд на мозг получил распространение в XIX веке и был связан с развитием френологии. Его приверженцы верили, что характер человека можно определить по выпуклостям на его черепе. Новые данные опровергли эту теорию, но ложное представление об устройстве мозга сохранилось.

Это не значит, что каждый нейрон может выполнять любую функцию, но большинство из них выполняют больше, чем одну. Например, зрительная кора также ответственна за обоняние, осязание и движение. Если человеку с нормальным зрением на несколько дней завязать глаза и научить его читать шрифт Брайля, нейроны в его зрительной коре перестроятся и начнут «осязать» (после снятия повязки этот эффект через день исчезнет).

Кроме того, первичная зрительная кора не отвечает за все аспекты зрения. Ученые долгое время считали, что повреждение зрительной коры в левой стороне мозга приводит к слепоте на правый глаз. Но более 50 лет назад исследования на кошках с корковой слепотой показали, что зрение можно частично восстановить в среднем мозге.

Так почему миф о функциональном делении мозга всё еще жив? Одна из причин — это дороговизна исследований с использованием нейровизуализации. В большинстве исследований она применяется, только чтобы показать самую сильную активность мозга.

НАЧНЕМ С МИНУСОВ

Отсутствие контроля

Чем Tiktok принципиально отличается от других платформ? Такие социальные сети, как Facebook, Instagram, VKontakte, предоставляют людям большой контроль: мы сами решаем, какой контент хотим видеть, и можем выбрать, на какую страницу подписаться.

В TikТok мы сразу же попадаем на страницу бесконечной прокрутки видео, которые рекомендует платформа. Непрекращающийся поток 15-секундных роликов, многие из которых мы не собирались смотреть никогда.

Выработка зависимости

TikТok как платформа нацелена на систему вознаграждения пользователя. Внутренняя система вознаграждения запускается дофамином. Это химическое вещество, которое вызывает удовольствие в мозгу. Дофамин высвобождается во время приятных ситуаций и побуждает человека искать стимулирующую деятельность или занятие. Короткий, динамичный, оптимистичный контент просмотрен, и очередная доза дофамина получена. Чем больше дофамина мы получаем, тем больше мы его жаждем, поэтому постоянно возвращаемся в TikТok за добавкой.

Снижение продолжительности концентрации внимания

В последние годы возросла постоянная потребность людей в более быстрой информации, новом контенте и захватывающих ежедневных стимуляциях. В одном из недавних исследований было выяснено, что средняя продолжительность концентрации внимания современного человека сейчас составляет восемь секунд, что на секунду меньше, чем у золотой рыбки.

В исследованиях методом анкетирования многие пользователи сообщают, что раньше они смотрели 10–30-минутные видео, но теперь теряют интерес в течение нескольких минут. Они чувствуют, что их терпение на исходе, даже несмотря на то, что само видео им искренне интересно.

Нереалистичные стандарты

Еще одна распространенная проблема с TikTok – его влияние на самооценку пользователей. Приложение можно подвергнуть значительной критике за пропаганду нездоровых стандартов красоты. TikTok часто создаёт ложное ощущение реальности. В видео она приукрашена, отглажена и подправлена.
Как и в любом другом случае, если вы сравните свою повседневную жизнь с гламурным ярким роликом кого-то другого, то, скорее всего, почувствуете себя недостаточно успешным и красивым, в некотором смысле неполноценным.

TikTok может стать платформой для буллинга

Количество ненавистных, обидных и злонамеренных комментариев, которые вы порой увидите в TikTok, может ошеломить. Негативные комментарии касательно внешности тиктокеров или их манеры поведения сыплются на известных ребят как из рога изобилия.
Пользователи, получая возможность писать кому-то комментарии, дают волю всей своей агрессии по отношению к окружающему миру. В результате человек, решившийся опубликовать видео, может получить беспокойство, сильный стресс и даже депрессию.

TikTok часто создаёт ложное ощущение реальности.

pixabay

Фото:

Мозг специализируется

В Национальном Институте Психического Здоровья в один фильм были собраны трехмерные клише томографии людей в возрасте от 5 до 20 лет.

Впервые показано, что у подростков наблюдается потеря серого вещества. С 1991 г. каждые два года дети проходили томографию. Вывод: серое вещество находится на пике между 11 годами (девочки) и 13 годами (мальчики) потом снижается, а белое вещество увеличивается в объеме. Знак, что мозг специализируется (удаление связей) и становится более эффективным (миелинизация аксонов).

Вечная пластичность

Новые синапсы создаются постоянно с момента внутриматочной жизни до самой смерти под воздействием различных стимулов и обучения. Чем чаще через синапс проходит нервный импульс, тем сильнее он увеличивается в размерах и становится эффективней. Меньше использования, ниже эффективность. Возможно даже исчезновение.

Очень высокая скорость

Во время созревания мозга в течение детства и отрочества некоторые аксоны покрываются миелином ради резкого ускорения нервных импульсов.

Химические цепочки

Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. «Химический язык» нашей нервной системы состоит из отдельных «слов», роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).

Миллиарды нейронов мозга общаются, передавая друг другу сигналы через крошечные зазоры между ними. Эти зазоры называются нервными синапсами. Когда один нейрон получает информацию, он посылает в синапс химический сигнал в виде молекул нейромедиатора. Нейромедиатор преодолевает пространство синапса, направляясь к следующему нейрону, где он присоединяется — как лодка к причалу — к специально предназначенному для его «швартовки» на поверхности нейрона месту, которое называется химическим рецептором. Химическая молекула нейромедиатора будет принята только тем рецептором, который предназначен специально для нее. Это своего рода система «ключ и замок», где каждый ключ подходит только к своему замку. После того, как молекула нейромедиатора соединилась с рецептором на поверхности нового нейрона, этот нейрон получает сигнал либо к действию — и тогда начинает передавать сигналы другим нервным клеткам, — либо к остановке передачи тех или иных сигналов.

Таким образом, нейротрансмиттер — это химическое вещество, молекулы которого позволяют клеткам мозга общаться друг с другом, и засчет этого функционировать должным образом. Другими словами, медиаторы передают (переносят) химические сообщения от одних нейронов к другим.

Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных («работай» или «стоп»), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или «сотрудничать», между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом. Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами. Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название «обратный захват» («reuptake»); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.

Используйте визуальные материалы

Визуальные образы запоминаются лучше, чем текст или речь. Как показывают исследования, спустя 72 часа человек вспоминает около 10% услышанного. Если ту же информацию подавать в виде изображений, то показатель повышается до 65%. Согласно книге Джона Медины, текст мы запоминаем лучше, чем речь, потому что мозг воспринимает его как множество крошечных картинок.

Визуальные образы сохраняются в памяти надёжнее всего. Ещё лучше, если изображение двигается. Ведь опасные для наших предков объекты постоянно перемещались, и мозг развил сложную систему нейронных связей для их распознавания. Именно поэтому Медина советует учителям чаще использовать анимацию.

Избегать стресса, чтобы не было атрофии

Стресс высвобождает кортизол. Было доказано, что в избыточном окружении кортикоидов нейрон слабеет и даже дегенерирует. Поэтому при повторных воздействиях стресса некоторые зоны мозга повреждаются. Основное последствие – депрессия. Гипокапмп, связанный с запоминанием, атрофируется, а миндалина, ответственная за реакции страха, становится сверхактивной. Связи между орбитофронтальной зоной коры (цепь вознаграждения) и лимбические зоны (цепь эмоций) нарушаются, предлобная кора (размышление, организация) замедляет свою работу. Отсюда нехватка желания, неуверенность, гипермотивация…

Лучше лечить депрессию заранее, чтобы избежать повторных кризисов. Чем больше у человека депрессивных эпизодов, тем меньший стресс приводит к новой депрессии. В мозгу пожилого человека две зоны действительно теряют свои нейроны: гипокамп и черное вещество (контроль движений).

Это дегенеративное явление присутствует у всех. Для большинства людей существует вероятный познавательный резерв (вспомогательные нейроны). Но зачастую нейродегенерация нарастает, вызывая болезнь Паркинсона, телесное сумасшествие Леви или Альцгеймер. Стресс ускоряет эту дегенерацию на два-три года…

Каким же образом мысли или упражнения могут изменить мозг?

Оказывается, они могут влиять на активность генов.
Исследования, проводившиеся в 1980-1990 годах, показывают, что во время обучения другой умственной или физической деятельности гены могут «включаться» или «выключаться».

Пока точно не известно, как это происходит, однако д-р Дойдж утверждает:
«Когда мы многократно думаем об одном и том же, «включаются» определенные гены и начинают вырабатывать соответствующие белки, так что изменяется структура нейронов и увеличивается количество связей между ними».

Другими словами, коммуникационные возможности нейронов увеличиваются.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Новые исследования показали, как происходит процесс выбора в мозге
Гимнастика при эпилепсии