Классификация черепно-мозговых травм
Вид /тип | Отличительные особенности |
---|---|
По виду повреждения | |
Очаговая травма | Проявляется локальными повреждениями мозгового вещества малого объёма. |
Диффузная травма | Характеризуется сильным повреждением аксонального белого вещества мозга под воздействием силы срезывания при сильном ускорении или торможении мозга. |
Комбинированная травма | Сочетает очаговую и диффузную травмы. |
По тяжести | |
Лёгкая травма | Сотрясение мозга, ушиб лёгкой степени. |
Средняя травма | Ушиб мозга средней степени. |
Тяжёлая травма | Ушиб мозга тяжёлой степени, ФАП, острая компрессия мозга. |
По типу | |
Закрытая травма | Целостность кожных покровов головы сохранена. |
Открытая непроникающая травма | Целостность кожных покровов головы нарушена, но твёрдая оболочка мозга не нарушена. |
Открытая проникающая травма | Целостность твёрдой мозговой оболочки нарушена. |
Виды памяти
Что такое память и, где хранятся наши знания? Итак, мозг использует память, чтобы хранить накопленные знания и в нужный момент предоставлять их владельцу. Бывает, что плохо работает именно кратковременная память. Вы можете помнить, как звали первую учительницу, но совершенно забыть о том, что ели на завтрак вчера.
Память бывает:
- Долговременная
- Кратковременная
- Оперативная
Долговременная память отвечает за информацию, которую мы получили однажды, чтобы она была актуальной всю жизнь: как зовут наших родителей, кто был нашим другом детства — эта информация нужна нам пожизненно. Кратковременная память важна для событий, которые произошли недавно или вот-вот произойдут. Не пропустить прием у стоматолога или помнить, что нам надо выпить таблетку с утра помогает кратковременная память. Оперативная память нужна в определенном моменте, она обслуживает действия, которые человек совершает прямо сейчас.
Все виды памяти взаимосвязаны, долговременная не могла бы существовать без кратковременной, а кратковременная без оперативной. Кроме того бывает двигательная, образная, тактильная память.
Мы помним, что запах роз приятен, что песня, которая звучала на первом свидании с возлюбленным может вызывать радость и боль, а при виде домашних пирожков всегда вспоминаем теплые руки любимой бабушки.
Как же удержать в памяти всю нужную информацию, если ее так много? Ведь с возрастом знания накапливаются, это становится все тяжелее!
Диагностические критерии СМС
Диагноз СМС выставляется у лиц с сохраненным ответом на внешние и внутренние раздражители, у которых постоянно воспроизводятся одна или более из перечисленных видов поведенческих реакций:
- Выполнение простых команд;
- Отвечает да/нет словами или жестами (вне зависимости от точности ответов);
- Отчетливая речевая активность;
- Целенаправленное поведение, включающее движения или эмоциональное поведение, которые вызываются определенными внешними раздражителями, и не связаны с рефлекторной деятельностью.
Некоторые примеры целенаправленного поведения:
- Ситуационно обусловленные смех или плач в ответ на речевые или зрительные раздражители, которые вызываются только эмоционально окрашенными вопросами или стимулами и не вызываются нейтральными.
- Речь и жесты, которые связаны со смысловым содержанием вопроса
- Пациент тянется к объектам, показывая отчетливую связь между расположением объекта и направлением произвольного движения.
- Трогает или удерживает объекты, соотнося действия с их размером и формой
- Фиксирует взгляд в ответ на предъявление предмета, удерживает фиксацию взора при на движущемся предмете.
Диагностика сотрясения мозга
Из-за характера травмы чаще всего диагноз ставится в приемном отделении больницы, врачом бригады скорой помощи на месте происшествия или специально обученным человеком на спортивном мероприятии.
Оказывающий помощь должен осторожно провести физический осмотр, чтобы исключить более тяжелую черепно-мозговую травму, о которой могут говорить такие симптомы, как, например, кровотечение из ушей
Важно следить, чтобы дыхание пострадавшего не было затруднено. Если человек находится в сознании, ему задают вопросы для оценки умственного состояния (особенно памяти), например:
- Где мы находимся?
- Что вы делали до получения травмы?
- Назовите месяцы года в обратном порядке.
Чтобы определить, сказалась ли травма на координации движения, проводят пальценосовую пробу. Для этого человек должен вытянуть руку вперед, а затем коснуться указательным пальцем своего носа.
Если человек без сознания, его не перемещают, пока не наденут специальный защитный бандаж. Так как у него может оказаться тяжелая травма позвоночника или шеи. Отнести пострадавшего без сознания в сторону можно только в крайнем случае, если он находится в непосредственной опасности. Нужно вызвать скорую помощь по телефону 03 со стационарного телефона, 112 или 911 — с мобильного и оставаться с ним до прибытия врачей.
Дополнительные обследования при сотрясении мозга у детей и взрослых
Иногда, если есть основания подозревать более тяжелую черепно-мозговую травму, врач назначает дополнительное исследование, чаще всего — компьютерную томографию (КТ). КТ по возможности стараются не делать детям до 10 лет, но иногда это необходимо. Делается серия рентгеновских снимков головы, которые затем собираются воедино на компьютере. Получившееся изображение представляет собой поперечное сечение головного мозга и черепа.
При подозрении на повреждение костей шеи назначают рентгенографию. Это, как правило, позволяет получить более быстрые результаты.
Показания для проведения КТ при сотрясении мозга у взрослых:
- у пострадавшего не восстанавливается речь, он плохо выполняет команды или не может открыть глаза;
- наличие симптомов, позволяющих предположить повреждение основания черепа, например, у человека из носа или ушей выделяется прозрачная жидкость или появились очень темные пятна вокруг глаз («глаза панды»);
- припадок или судороги после получения травмы;
- более одного приступа рвоты после получения травмы;
- человек не помнит, что происходило в последние полчаса перед травмой;
- симптомы неврологических нарушений, например, потеря ощущений в определенных частях тела, нарушение координации и походки, а также непроходящие изменения зрения.
КТ также назначается взрослым, которые теряли сознание или память после получения травмы, а также имеют следующие факторы риска:
- возраст 65 лет и старше;
- склонность к кровотечению, например, гемофилия или прием препарата против свертываемости крови — варфарина;
- тяжелые обстоятельства травмы: ДТП, падение с высоты больше одного метра и др.
Показания для проведения КТ при сотрясении мозга у детей:
- потеря сознания дольше пяти минут;
- ребенок не может вспомнить, что происходило непосредственно перед получением травмы или сразу после этого, дольше пяти минут;
- сильная сонливость;
- больше трех приступов рвоты после получения травмы;
- припадок или судороги после получения травмы;
- наличие симптомов, позволяющих предположить повреждение основания черепа, например, «глаза панды»;
- потеря памяти;
- большой синяк или рана на лице или голове.
Дыхательные упражнения
Даосские и тайские упражнения дыхания не рекомендуют делать сразу после приема пищи или жидкости. Рекомендуется заниматься натощак.
Задержки дыхания активизируют мозговое кровообращение и очищают кровь, поступающую в мозг. Для выполнения следует удобно расположиться сидя перед зеркалом и задержать дыхание на максимальное количество секунд. При неприятных или болевых ощущениях, покраснении лица и чувства пульсации в височной области нельзя продолжать методику.
Даосское учение советует совершать следующее упражнение в период уединения и спокойствия: лежа на мягкой комфортной постели в удобной позе, закрыть глаза и задержать дыхание.
Методику «Выплавленный воздух» рекомендуют проводить в свободной одежде или вовсе голышом. В комфортном положении, лежа в постели, необходимо вытянуть руки и ноги, расслабиться. Сделав глубокий вдох, следует задержать дыхание на максимальное количество времени. Далее надо открыть рот и плавно выпустить воздух небольшими «порциями». Проводить упражнение каждый день не рекомендуется, желательно делать перерывы в 5-6 дней.
Первоначальная позиция методики «Дыхание эмбриона» такое же — лежа в уютной постели. Совершается глубокий вдох, после чего воздух не выпускать в течение 120 сердечных ударов. Далее аккуратно медленно выдохнуть ртом. Вдохи и выдохи должны проходить тихо и расслабленно, так, чтобы перо, размещенное у носа или рта, не двигалось. Вдыхать следует больше воздуха, а выдыхать меньше. После проведения 5-10 раз этой техники, нужно постепенно увеличивать паузы между вдохом и выдохом до 700 сердечных ударов.
Дыхательная гимнастика по Неумывакину:
Клиническое обследование пациента
Рекомендации для оценки ответа при нейрокогнитивных расстройствах
- Адекватная стимуляция проводится только при уверенности в том, что уровень бодрствования пациента максимален.
- Необходимо устранить причины, вызывающие количественные расстройства сознания (прием седативных препаратов, эпилептические припадки).
- Попытки получить ответ на вербальную стимуляцию не должны быть направлены на вызывание движений, которые часто выполняются рефлекторно.
- Исследования возможностей выполнения команд, должно затрагивать виды двигательной активности, доступные больному.
- Множество различных поведенческих реакций должно исследоваться при использовании разнообразного диапазона раздражителей.
- Исследование должно выполняться в спокойной обстановке.
- Первоначальные оценки должны неоднократно проверяться при помощи многократных повторных оценок и приемлемых подходов к измерению ответов.
- Могут быть полезны специальные приемы и инструменты для количественной оценки.
Оценка работы ствола головного мозга и других подкорковых образований
- Зрачковые реакции, мигательный рефлекс на зрительные раздражители.
- Движения глаз, девиации взора.
- Окуловестибулярные рефлексы (окулоцефалический рефлекс, калориметрическая проба).
- Корнеальные рефлексы.
- Рвотный рефлекс.
- Характер дыхания.
- Децеребрационные позы.
- Другие позные рефлексы, оценка мышечного тонуса.
Диагноз и лечение – задача стационара
Как правило, врач-невролог заподозрит ЧМТ легкой степени, то есть, сотрясение головного мозга, даже по 2-3 признакам.
Однако чтобы правильно лечить больного, необходимо установить точный диагноз, проведя ряд исследований:
- Краниографию (обзорную R-графию черепа) для исключения переломов костей черепа;
- Исследование кровеносных сосудов глазного дна (консультация офтальмолога);
- Люмбальную (спинномозговую) пункцию для изучения состава цереброспинальной жидкости;
- Магнитно-резонансную (МРТ) или компьютерную томографию (КТ);
- Электроэнцефалографию (ЭЭГ);
- Допплерографию сосудов головы (УЗДГ, УЗИ).
В стационаре больной находится, в основном, с целью наблюдения за ним, где ему проводится профилактическое и симптоматическое лечение:
- Анальгетики (баралгин, седалгин, кеторол).
- Успокаивающие средства (настойки валерианы и пустырника, транквилизаторы – реланиум, феназепам и др.).
- При головокружениях назначаются белласпон, беллатаминал, циннаризин.
- Для снятия общего напряжения хорошо помогает сернокислая магнезия, а для профилактики отека мозга – диуретики.
- Целесообразно применение сосудистых препаратов (трентал, кавинтон), ноотропов (ноотропил, пирацетам) и витаминов группы В.
В больнице пострадавший, если все будет благополучно и обойдется лишь сотрясением мозга, проведет около недели, однако это не значит, что все вопросы закрываются, и он может считать себя полностью здоровым. Еще целый год он будет наблюдаться у невролога, посещая поликлинику каждый квартал и получая лечение, которое назначит врач.
Таким образом, лечить сотрясение мозга самостоятельно, принимать какие-то лекарства не рекомендуется, тем более, что нередко больные, реагируя на все внешние воздействия (голоса людей, свет и др.), еще больше раздражаются, теряют способность правильно оценить свое состояние. Они негативно относятся к госпитализации и считают, что сами знают, как лучше справиться с неожиданной проблемой. Это должны учитывать родственники или люди по воле случая оказавшиеся рядом.
Упражнения для шеи
Тренировки шеи также снимают боль в голове и активизируют кровообращение мозга:
Метод «Растяжка» выполняется сидя с ровной спиной. Нижние конечности ставятся на пол, а руки кладутся на поверхность или на ляжки. Шея в ровном положении, а затылок немного поднимаем кверху. Подбородок медленно опускается книзу, не соприкасаясь с грудиной. Плечи расслаблены, их нужно приспустить чуть ниже. Совершить 3-4 раза. Должно почувствоваться небольшое натяжение в области шеи.
В том же положении с расслабленными плечами и руками (их допускается приспустить чуть ниже), делать медленные наклоны правым ухом к правому плечу, затем на другую сторону. Череп при этом не нужно наклонять вперед или назад, плечи находятся в опущенном положении. Тянуться нужно областью уха к плечу, а не плечом к уху.
Начальная позиция та же. В позе сидя плавно опускается район подбородка и прижимается к области шеи. Рот при этом открывать нельзя, а спина и шея должны быть ровными. На несколько секунд зафиксироваться в такой позиции. Повторить 3-4 раза.
«Изображение кругов» представляет собой простые круговые вращения головой в разные стороны
С осторожностью выполнять тем, у кого имеется остеохондроз, болевые ощущения в шее и спине. Можно «изображать» движениями головы цифру восемь.
Также в разделе
Перелом ребра Перелом ребра — один из видов травм грудной клетки. Среди всех переломов частота этого составляет от 10 до 15%. Вероятно повреждение не только костей, но и… | |
Травматология и ортопедия, обследование (дополнительные методы) В травматологии и ортопедии применяются основные методы исследования, о которых детально рассказано здесь . Среди дополнительных методов исследования, которые… | |
ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) – собирательное понятие, которое объединяет мозговой инсульт и транзиторную ишемическую атаку – острый… | |
Закрытая травма грудной клетки Травмы грудной клетки составляют около 10% всех травм мирного времени. В зависимости от механизма травмы, характера и интенсивности силы действующего фактора… | |
Перелом предплечья: виды и лечение Переломы костей предплечья довольно часто случаются как у детей (более 30%), так и у взрослых (около 25% всех травм скелета).
Переломы костей предплечья … |
|
Открытая травма грудной клетки Открытые повреждения грудной клетки встречаются довольно часто (18% травм грудной клетки) вследствие ранения ножом или другими острыми предметами. Различают… | |
Перелом таза: виды, симптомы, лечение Переломы костей таза составляют 4-7% всех переломов костей скелета. Возникают они преимущественно вследствие прямой травмы (при падении с высоты, в автомобильных… | |
Кардиогенный шок; лечение шока Клиническая картина шока отличается в зависимости от тяжести воздействия внешних раздражителей.
Кардиогенный шок |
|
Статическая деформация стопы Среди всех видов деформации стоп большую часть составляют статические деформации. Встречаются они в разных возрастных группах, но преобладают в зрелом и… | |
Регенерация костной ткани (сращение переломов) Есть два вида регенерации – физиологическая и репаративная. Под физиологической регенерацией понимают восстановление тканевых структур здорового организма… |
Комплекс лечебной гимнастики
Предлагаем вам ознакомиться с комплексом упражнений для промежуточного периода ЧМТ, которые можно выполнять всем пациентам, независимо от сопутствующей неврологической симптоматики. Если в конечностях снижена сила и повышен тонус мышц, то в здоровых руке и ноге упражнения выполняются активно, в пораженных – пассивно. Гимнастика предваряется массажем мышц.
ЛФК в положении лежа
- Руки вытянуть вдоль туловища. На вдохе достать плечевые суставы кистями рук, не отрывая локти от горизонтальной поверхности, пальцы ног максимально потянуть вниз. На выдохе расслабиться и вытянуть руки.
- Лежа в прежней позиции, на вдохе поднять предплечья и кисти вверх (руки должны быть выпрямлены в лучезапястном суставе), стопу максимально потянуть на себя. На выдохе занять прежнее положение.
- Во время вдоха сложить руки на груди, а ноги согнуть в коленях. На выдохе снова выпрямить конечности.
- Попеременно поднимать руки перпендикулярно туловищу.
- Вдох: согнутую в коленном и тазобедренном суставе ногу подтянуть к груди, обхватив ее руками. Выдох: вернуться в расслабленное состояние. Аналогично повторить движение другой ногой.
- Попеременно отводить в сторону выпрямленные ноги.
- Аналогичным образом отводить руки в стороны. Начинать упражнения следует с небольшого угла отведения и постепенно увеличивать амплитуду.
- Одну руку вытянуть в сторону. Повернувшись всем корпусом, второй вытянутой рукой хлопнуть в ладоши. Затем аналогично выполняется поворот в другую сторону.
ЛФК в положении сидя со спущенными ногами
- Одну руку отвести в сторону, повернуть за ней голову. На выдохе руку опустить. Затем повторить аналогичные движения другой рукой.
- Развести руки в стороны. Держа голову прямо, некоторое время сидеть ровно, удерживая равновесие.
- Держась руками за край кровати, вытянуть на вдохе одну ногу параллельно полу, на выдохе опустить вниз. Затем повторить с другой ноги.
- Кисти рук поставить на надплечья, делать вращающие движения в плечевых суставах одновременно с 2-х сторон.
Все упражнения повторить 6-8 раз.
Любая система упражнений лечебной физкультуры рассчитана на регулярные и систематичные занятия. Для этого необходимо мотивировать больного, нацеливать на позитивный конечный результат. Активная физическая и трудовая реабилитация значительно улучшают прогноз восстановления даже при выраженных парезах и расстройствах равновесия.
Полезные упражнения для тренировки мозга
Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.
Вот несколько примеров эффективных занятий:
Положите перед собой листок с перечнем слов, которые написаны разным цветом. Начинать следует с первого слова. Но называть нужно тот цвет, которым написан текст. После того, как дойдете до конца, слова надо повторить в обратном порядке. На первых порах может быть сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.
Польза: помогает установить новые связи между полушариями мозга, а также тренируется концентрация и переключаемость внимания.
При выполнении этого упражнения следует сосредоточиться на цифре «19» в центре квадрата. Затем взглядом необходимо найти «1» и потом все остальные цифры по возрастающей. Таблицу можно нарисовать самостоятельно, а цифры в ячейках расположить в любом порядке. Подобное занятие увеличивает скорость восприятия и обработки информации, способствует развитию периферийного зрения.
У пожилых людей, мышление, память и речь напрямую зависят от движения рук. В этом отношении для сохранения «ясности ума» полезны такие занятия, как вязание, вышивание или другие виды деятельности, в которых задействована мелкая моторика.
Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак «мир», пальцами левой руки покажите «ок». Затем по очереди измените фигуры пальцев таким образом, чтобы левая рука показывала «мир», а правая — «ок». Повторите несколько раз. Затем попробуйте выполнить это упражнение одновременно правой и левой рукой
Такая гимнастика тренирует внимание и умение быстро переключаться с одной задачи на другую
Возьмите два чистых листа бумаги и две ручки. Задача состоит в том, чтобы одновременно двумя руками нарисовать геометрические фигуры. Вместо фигур можно написать буквы или слова с одинаковым набором букв. Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, вовлекая в работу оба полушария.