Глубокая стимуляция мозга: что это и зачем нужно?

Содержание

Техника правильного дыхания

Как правильно дышать во время лечебной гимнастики? Техника выполнения, интенсивность, продолжительность и частота повторения упражнений может отличаться при различных заболеваниях. Поэтому стоит уточнить у врача, какая дыхательная терапия будет полезна в вашем случае, а какие популярные практики и упражнения вам противопоказаны. Ниже мы поделимся с вами базовыми правилами известных методик.

Дыхание животом

Диафрагмальное дыхание является базовым упражнением. Оно воздействует на самую большую мышцу — диафрагму, разделяющую грудную клетку и брюшную полость, а также мышцы пресса и все межреберные мышцы.

«Дыхание животом» улучшает снабжение организма кислородом, регулирует работу и положение органов пищеварения, помогает справиться с сонливостью и снимает напряжение. Разобраться, как правильно дышать животом, помогут следующие рекомендации:

  • выполнять упражнение лучше лежа на спине;
  • положите одну руку на живот, а вторую — на грудь, чтобы контролировать их движение;
  • расслабьтесь и сделайте выдох;
  • на вдохе постепенно наполняйте и выпячивайте живот;
  • не напрягайте живот, он должен подниматься за счет воздуха;
  • продолжительный выдох начинайте с живота и полностью выдыхайте весь воздух из живота и грудной клетки;
  • при вдохе и выдохе двигаться должна рука на животе.

Рекомендуется выполнять 5 повторений в 2-3 подхода в сутки. Все дыхательные упражнения, в том числе диафрагмальное дыхание, лучше выполнять до приема пищи.

Дыхательная гимнастика Бутейко

Комплекс дыхательных упражнений Бутейко базируется на подходе уменьшения частоты дыхания:

  • сделайте вдох на две секунды;
  • выдохните за 4 секунды;
  • задержите дыхание на 4 секунды. После этого повторяйте процедуру. Вы будете чувствовать нехватку воздуха, но это нормально на первых этапах.

Дыхательная гимнастика Марины Корпан

Упражнения выполняются по следующему алгоритму:

  • глубоко вдохните воздух через нос и втяните живот;
  • медленно и спокойно выдохните через рот, при этом постарайтесь максимально высвободить воздух из легких;
  • практикуйте такую дыхательную технику ежедневно по 15 минут.

Дыхательная гимнастика для йоги

Данный вид дыхательной гимнастики выполняется в следующей последовательности:

  • глубоко вдохните через нос;
  • ненадолго задержите дыхание, после чего через рот выдохните небольшую порцию воздуха. Постарайтесь при этом держать губы в сомкнутом состоянии «трубочкой» и не раздувать щеки;
  • задержите дыхание на пару секунд и снова выдохните небольшую порцию воздуха;
  • проделывайте эту процедуру до тех пор, пока весь скопившийся воздух не будет выдохнут из ваших легких;
  • сделайте свободный вдох-выдох. И повторите упражнение.

Принципы мозжечковой стимуляции

Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.

Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей!

Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие.

Взяв за основу это свойство мозжечка, ученые разработали методику работы, позволяющую значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.

Причины деменции

Точные причины деменции пока неизвестны. Вместе с тем, известны заболевания и состояния, при которых чаще всего развивается слабоумие. К наиболее распространенным относятся болезнь Альцгеймера, сосудистые патологии головного мозга и алкоголизм. Рассмотрим их подробнее.

Болезнь Альцгеймера

По статистике, 60-70% случаев деменции вызваны болезнью Альцгеймера³. Это нейродегенеративное заболевание, при котором разрушаются нейроны и связи между ними (синапсы). Это приводит к серьезным изменениям в жизни человека. Мозг как бы перестает справляться с функциями основного оператора, который руководит всеми процессами в организме. В зависимости от нейронов, которые подверглись разрушению, болезнь может проявляться по-разному.

Для болезни Альцгеймера характерны все вышеописанные симптомы. При прогрессировании заболевания человек утрачивает способность обслуживать себя. В развитых странах, где высокая продолжительность жизни, данная патология также является и огромной социальной проблемой.

Как правило, после такого диагноза человек умирает в течение 7 лет. При этом причиной смерти служит иные факторы, например, респираторная инфекция, пневмония или другая болезнь, но не болезнь Альцгеймера4.

Рисунок 2. Мозг здорового человека и при болезни Альцгеймера. Изображения: Wikipedia (Public Domain) и brgfx / freepik.com

Сосудистые заболевания

Это вторая по распространенности причина приобретенного слабоумия. Речь идет о нарушении мозгового кровообращения и других заболеваниях, поражающих сосуды мозга. Это приводит к недостатку кислорода и питательных веществ в нейронах. Таким образом, нервные ткани быстрее отмирают и хуже справляются со своими функциями.

Чаще всего деменция наблюдается при следующих сосудистых патологиях:

  • церебральный атеросклероз – появление атеросклеротических бляшек в сосудах головного мозга;
  • ишемический инсульт – нарушение мозгового кровообращения с повреждением ткани мозга;
  • геморрагический инсульт – острое нарушение кровотока, связанное с кровоизлиянием в мозг;
  • гипертония – повышенное артериальное давление;
  • сахарный диабет – высокий уровень глюкозы в крови, что оказывает токсическое воздействие на сосуды (в том числе и сосуды мозга).

При инсультах, как правило, наблюдается очаговое поражение мозга. В зависимости от зоны поражения, у пациента также возможны и некоторые моторные нарушения. Например, параличи, парезы, нарушение координации и речи. В отличие от старческого (сенильного) слабоумия, сосудистая деменция может возникнуть в любом возрасте. Все зависит от того, когда началось основное заболевание и насколько интенсивным оно было.  

9 факторов деменции

Международная группа исследователей – нейробиологов и нейрохирургов – в 2017 году опубликовала обзорную статью о деменции в журнале The Lancet⁵. Специалисты полагают, что в 35% случаев в развитии деменции виноват сам человек. Авторы приводят 9 факторов, которые повышают риск деменции:

  • потеря слуха в раннем или среднем возрасте (до 9% риска);
  • отсутствие среднего образования (8%);
  • курение (5%);
  • пренебрежение первыми симптомами депрессии (4%);
  • гиподинамия (3%);
  • изоляция от общества (2%);
  • артериальная гипертензия (2%);
  • ожирение (1%);
  • сахарный диабет 2-го типа (1%).
Популярные статьи  Дисплазия тазобедренных суставов

Если сложим вместе эти проценты, то получим 35%. Отсутствие вышеперечисленных факторов (на которые человек может повлиять) более, чем на треть снижает вероятность развития слабоумия в старости. Остальные 65% риска нам неподконтрольны. Ученые склоняются к мысли, что это наследственные факторы, на которых мы пока повлиять не можем.

Алкогольная деменция

Данная разновидность деменции возникает при длительном (15 лет и более) злоупотреблении спиртными напитками. Алкоголь разрушительно действует на нейроны и сосудистую ткань, что способствует развитию слабоумия.

Прогноз при алкогольной деменции неблагоприятный, поскольку избавиться от такой зависимости крайне тяжело. Нередко такие люди преждевременно погибают в результате несчастных случаев из-за утраты контроля над собой.

Информация для родителей

  1. Занятия проводятся несколько раз в неделю.
  2. Длительность одного урока — около получаса.
  3. Перед записью на курс занятий необходимо получить консультацию специалиста, который сможет определить круг проблем, требующих решения.
  4. Специальной подготовки ребенка не требуется.
  5. Начинать заниматься могут дети уже с 2-3 лет.
  6. Для каждого ребенка специалист разрабатывает свою программу занятий с учетом нарушений, возрастных и психологических особенностей.

Занятия на балансирующей доске позволяют ускорить решение коррекционных задач в логопедии и психологии, помогают детям быстрее и легче преодолеть различные отклонения и нарушения в развитии.

Вопрос-Ответ

Чем полезна дыхательная гимнастика для детей?

Дыхательные упражнения в принципе полезны для всех возрастных категорий, в особенности для детей. Они способствуют оздоровлению детского организма и его восстановлению после перенесенных заболеваний. Дыхательную гимнастику назначает педиатр в соответствии с возрастом и состоянием здоровья ребенка.

Помогает ли дыхательная гимнастика при заикании?

Когда ребенок заикается или испытывает другие трудности с речью, логопед часто прибегает к помощи специальной тренировки — дыхательной гимнастики. Схема лечения в данном случае основана на специальных упражнениях, способствующих развитию речевого аппарата у ребенка.

Какую дыхательную гимнастику можно делать при беременности?

Несмотря на то, что дыхательная гимнастика в целом очень полезная, у нее есть множество противопоказаний. Во время беременности организм особенно уязвим, поэтому делать дыхательные упражнения стоит только с разрешения врача. Обратитесь за консультацией к акушеру-гинекологу, чтобы узнать, нет ли у вас противопоказаний. Для правильной подготовки к родам пройдите программу наблюдения беременности в нашей клинике.

Положительные эффекты нейрогимнастики

  • улучшение восприятия и запоминания новой информации;
  • улучшение состояния нервной системы;
  • развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи;
  • раскрытие скрытых способностей мозга;
  • синхронизация работы правого и левого полушарий головного мозга.

Согласно подсчетам, лишь 10% населения планеты задействуют правое «творческое» полушарие мозга наравне с левым «логическим». Но также доказано, что максимального умственного развития можно достичь только при скоординированной работе сразу двух полушарий. Если вы хотите вырастить своего ребенка умным и самодостаточным, приложите все усилия для гармоничного развития его мозга.

Глубокая стимуляция мозга: что это и зачем нужно?

Источники

  1. Meenakshi Rao, Michael D. Gershon. The bowel and beyond: the enteric nervous system in neurological disorders. Nat. Rev. Gastroenterol. Hepatol. 2016, Sep: 13(9):517-528. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5005185/
  2. Joel C. Bornstein, Serotonin in the Gut: What Does It Do? Front Neurosci. 2012; 6: 16. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3272651/
  3. Chris Mavrangelos, Melissa A. Campaniello, Jane M. Andrews, Peter A. Bampton, Patrick A. Hughes. Longitudinal analysis indicates symptom severity influences immune profile in irritable bowel syndrome. Gut. 2017. URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2017/06/170620122901.htm
  4. Brian E. Lacy, Nihal K. Patel. Rome Criteria and a Diagnostic Approach to Irritable Bowel Syndrome. J. Clin. Med. 2017 Nov. 6(11): 99. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5704116/
  5. Wathsala S. Nanayakkara et all. Efficacy of the low FODMAP diet for treating irritable bowel syndrome: the evidence to date. Clin. Exp. Gastroenterol. 2016; 9: 131–142. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4918736/
  6. Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата Дюспаталин (Мебеверин) 135 мг, таблетки, покрытые оболочкой от 24.05.2017
  7. Ивашкин В.Т., Маев И.В., Баранская Е.К. и соавт. Рекомендации российской гастроэнтерологической ассоциации по диагностике и лечению желчнокаменной болезни РЖГГК 2016; 3:64-80 2.
  8. NICE. Clinical Practice Guideline. Irritable bowel syndrome in adults: Diagnosis and management of irritable bowel syndrome in primary care. February 2008. Updated March 2017. Available at: https://www.nice.org.uk/guidance/cg61/evidence/full-guidance-pdf-196701661 (accessed 21.09.18)
  9. Минушкин О.Н., Елизаветина Г.А., Ардатская М.Д. Лекарственная терапия функциональных расстройств кишечника и желчевыводящей системы, протекающих преимущественно с абдоминальными болями и метеоризмом. Клиническая фармакология и терапия. 2002;1:24-26.
  10. International foundation for gastrointestinal disorders. Statistics. 10 May 2016 https://www.aboutibs.org/facts-about-ibs/statistics.html

Дополнительно:

Нарушения

Заболевания мозжечка могут быть как приобретенными, так и наследственными.

У тренирующихся проявляются в нарушении равновесия тела и способности координировать сложные и быстрые движения:

— возникает сложность в стоянии на месте

— нарушается координация движений в целом

— действия мышц-антагонистов становятся рассогласованными

— теряется способность быстро чередовать между собой противоположные движения

— нарушается плавность движений, стабильность двигательных реакций

— оказываются безуспешными попытки взять в руки оборудование

— появляется тремор (быстрые непроизвольные сокращения мышц) при выполнении свободных движений

— речь становится замедленной

— происходит резкое падение мышечного тонуса

— организм быстро утомляется

— развиваются вегетативные расстройства (аритмия, одышка, удушье, тошнота, отрыжка, обильное потоотделение, сбои в терморегуляции, диарея, запоры и другое).

Правильно ли вы готовите ребенка к школе?

Если родители понимают фразу «после трёх уже поздно» слишком буквально и записывают ребенка младше 5,5 лет на все «развивашки» подряд:

  • музыку,
  • английский,
  • чтение,
  • счет и т. д.,

то в результате левое полушарие развивается слишком быстро, в ущерб правому, а нейронные связи между ними слабы и малочисленны. Что происходит с таким ребенком в школе? Будучи, на первый взгляд, более чем готовым к обучению, он с трудом сосредотачивается на уроке, пишет с ошибками, плохо воспринимает учебный материал.

Развитие интеллекта человека напрямую зависит от того, насколько тесно связаны левое и правое полушария головного мозга. Наибольшее количество нервных связей между ними образуется при регулярном совершении перекрестных движений, то есть левой и правой сторонами тела. Недаром нейропсихологи рекомендуют начинать подготовку к школе не с алфавита и прописей, а с обучения:

  • посадке при письме;
  • захвату ручки или карандаша;
  • ориентации в пространстве;
  • а также с развития крупной и мелкой моторики.
Популярные статьи  Гипоксия головного мозга: что это?

Психолого-педагогические исследования подтверждают: чем больше двигается ребенок и чем лучше он координирует свои движения, тем в большей степени развиты у него высшие психические функции.

Гравитационный планер

Одно из немногих упражнений,
которое выполняется сидя. Устройтесь поудобнее. Скрестите ноги в лодыжках. Колени
держите свободно. Теперь наклонитесь вперед, а руки плавно опускайте вниз —
выдох; Выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь
вперед, влево, вправо.

Теперь скрещиваем лодыжки по-другому и повторяем все то же самое.

Весь комплекс займет у вас не больше 10-15 минут, а польза от него будет на весь день. Пусть нейробика станет вашей полезной привычкой и маленьким семейным ритуалом перед школой. Вы удивитесь, как быстро, вы увидите позитивный эффект от этих простых упражнений.

Зачем нужна йога и диета Fodmap?

Учитывая сложные взаимосвязи между кишечником и мозгом и значительную роль стресса, к лечению раздраженного кишечника необходим комплексный подход. Конечно, нужно снизить уровень стресса. Например, с помощью физических упражнений, в том числе занятий йогой. Кроме повышения гибкости, асаны способствуют установлению более осознанной связи с телом. Мышцы и связки посылают сигналы в мозг, вызывая выработку эндорфинов. Это приводит не только к расслаблению мышц, но и к стабилизации эмоционального фона. Подобным образом действуют и медитации. Они позволяют уменьшить напряжение поперечно-полосатых и гладких мышц кишечника и снять общее напряжение.

Еще один способ улучшения состояния при раздраженном кишечнике — диета с низким содержанием FODMAP5.

Название произошло от первых букв продуктов, которые следует избегать: Fermentable (ферментируемые или сбраживаемые), Oligosaccharides (олигосахариды), Disaccharides (дисахариды), Monosaccharides (моносахариды) and Polyols (полиолы).

Диета разработана в Австралии и предполагает уменьшение количества различных природных сахаров, искусственных подсластителей. Эти вещества обладают свойством задерживать воду и ферментируются бактериями, во время этого процесса выделяется большое количество метана и углекислого газа, что приводит к метеоризму и болям в животе. Диета означает уменьшение в рационе:

  • олигосахаридов: продуктов на основе пшеницы, ржи, ячменя (хлеб, выпечка, крупы), красной фасоли и сои, гороха, свеклы. Таких фруктов, как персики, хурма, нектарины, а также сухофруктов (особенно чернослива), арбузов;
  • дисахаридов: продуктов с лактозой, например, молока;
  • моносахаридов: яблок, груш, манго, вишни, фруктовых соков с высоким содержанием фруктозы, кукурузного сиропа, меда;
  • полиолов: грибов, цветной капусты, зеленого горошка.

Место этих продуктов в рационе занимают цитрусовые, дыня, маракуйя, ягоды, овощи (морковь, огурцы, капуста, тыква), крупы (гречневая, сорго, киноа), орехи, нежирные мясо, рыба, птица, яйца, безлактозное, миндальное или рисовое молоко, твердый сыр, фета, творог.

По данным недавнего исследования, 86% людей на фоне диеты отметили улучшение состояния при раздраженном кишечнике5. У них уменьшились боль, вздутие, стали меньше беспокоить запор/диарея.

Есть ли от них эффект

До 2000-х реальный механизм действия и эффективность ноотропов особо не исследовался. Врачи их назначали, а люди — пили. Среди студентов-медиков гулял миф, что месячный курс ноотропов перед экзаменами улучшает запоминание материала, а чтобы наверняка — нужно колоть его в мышцу или вену.

Сейчас доказательство эффективности препарата — не слово врача, а данные исследования. Участников должно быть от трех тысяч, а разделить их нужно минимум на две группы, одна из которых — контрольная с плацебо. При этом ни врач, ни пациент не знают, что пьет каждый из испытуемых — лекарство или «пустышку».

Ноотропные препараты изучены мало, а исследования их эффективности не соответствуют критериям. То людей слишком мало, то критерии непонятные. Например, оценивают количество баллов теста только после лечения — до лечения, видимо, забыли. Американское FDA в принципе не считает ноотропы лекарствами — в США они продаются как БАДы.

Дело в том, что есть редкое исключение: пирацетам улучшает когнитивные функции у людей с тяжелой деменцией — такой вывод сделали при оценке 19 качественных исследований. Но вот при черепно-мозговой травме или легкой деменции пирацетам уже не поможет. Тем более он бесполезен для здоровых людей, желающих пойти по пути Эдди Морры из фильма «Области тьмы» и стать мегамозгом. Поэтому биохакерские эксперименты с мексидолом если и кажутся действенными, то лишь благодаря самоубеждению.

Упражнения для лица против морщин

Чтобы улучшить кровообращение и подготовить лицо к упражнениям, желательно выполнить небольшой разминочный комплекс.

1.    Наклоняем голову вправо-влево, вверх-вниз.

2.    Быстро и энергично разотрите уши с обеих сторон. Это поможет лицу «проснуться».

3.    Пройдитесь по коже головы массажной расчёской. Она будет способствовать крово- и лимфотоку.

После небольшой разминки можно переходить к основным упражнениям.

Для четкого овала

1. Вытяните подбородок немного вперед и приоткройте рот. Выполняйте движения головой справа-налево по траектории цифры «8». Ваша задача – почувствовать весь нижний мышечный шов.

2. Зафиксируйте рот в положении, как будто произносите букву «О». Далее начинайте напрягать скуловые мышцы, сокращая и расслабляя их

При этом очень важно, чтобы зона вокруг носа оставалась разглаженной.

От морщин на шее

Расслабьте все мышцы лица, плечи опустите вниз, а ключицы тяните в разные стороны. Приоткройте рот и совершайте движения головой вверх. Старайтесь как можно выше тянуться за подбородком к потолку. Фиксируемся в таком положении на 5 секунд и медленно возвращаемся вниз.

Против морщин-марионеток

Откройте рот. Слегка заверните нижнюю губу за зубы, не напрягая уголки рта. Нижней губой выполняйте черпательные движения вперёд и вверх, слегка напрягая верхнюю часть подбородка. Во время выполнения упражнения вы должны ощущать напряжение под челюстью.

От кисетных морщин

Упражнение называется «Лошадка» . Делаем глубокий вдох, набираем воздух в щеки, а потом из расслабленных губ выдуваем весь воздух.

От носогубных складок

1. Указательными пальцами фиксируем носогубные складки с обеих сторон (от ноздрей до уголков рта). В этом положении совершаем движения вверх-вниз  только верхней губой

Важно держать в расслабленном состоянии уголки рта, нижнюю губу, а верхнюю не втягивать внутрь. Если правильно выполнять упражнение, то вы почувствуете прилив тепла.

2. Прикоснитесь и плотно прижмите указательный палец одной руки к губам. Старайтесь как можно сильнее оттолкнуть его губами. При вытягивании губы должны сильно напрягаться.

3. От центра губ к уголкам совершаем пощипывающие движения. Указательными пальцами сжимаем верхнюю губу, а большими – нижнюю.

4. Поднесите указательные пальцы к началу носогубной складки и массируйте круговыми движениями сначала в одну сторону, потом в другую.

Популярные статьи  Болезнь Альцгеймера

Для носа

Указательный палец ставим под кончик носа и начинаем напрягать мышцы крыльев носа. Кончик носа тянем вниз, а палец оказывает ему сопротивление

Часто эта зона застаивается, и на ней появляются отеки, а хрящевым тканям очень важно получать питание от лимфы.

Для лба

Скрещиваем пальцы между собой и ставим ладони на всю поверхность лба, начиная от бровей. Плотно фиксируем ладони ко лбу, а брови в этот момент поднимаем наверх, оказывая сопротивление.

Вокруг глаз

1. Поставить указательные и средние пальцы в уголки глаз. В таком положении интенсивно закрывайте и открывайте глаза.

2. Из указательных и больших пальцев рук образуйте полукруги, фигура должна напоминать очки. Указательные пальцы расположите на области чуть ниже бровей, а большие – на скулах. Слегка надавите и в течение 30 секунд быстро-быстро моргайте.

Упражнения требуют максимальной отдачи и регулярности. Тогда красивые черты лица будут как можно дольше радовать вас и окружающих.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для Вашего здоровья!

Лучшие упражнения для детей

Гимнастика для мозга необходима для развития интеллектуальных способностей детей. Существуют специальные упражнения для этого.

Синхронный рисунок. Нужно одновременно обеими руками нарисовать одно и то же изображение. Одновременное взаимодействие обеих рук синхронизирует мозговые связи между нейронами полушарий. Это помогает улучшить мелкую моторику и развить образное мышление.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Выполнение похожих действий двумя руками одновременно. Например, сжать кулак, поставить руку ребром на стол, а затем ладонью вниз. Повторять несколько раз, сначала попеременно, затем обеими руками одновременно

Это улучшает мыслительные процессы, развивает внимание и концентрацию.
Восьмерки. Нужно мысленно рисовать перед собой восьмерки, начиная от центра по часовой стрелке, затем против часовой

Это упражнение полезно и для глаз при усталости. Оно помогает расслабиться, подготовиться к восприятию зрительной информации и в то же время активирует нейроны.
Слон. Упражнение изображает слона, рисующего хоботом восьмерки. Выполняется стоя, со слегка согнутыми в коленях ногами и наклоненной к плечу головой. Руку вытягивают вперед и рисуют ею восьмерки, затем делают то же упражнение другой. Запускает мыслительные процессы, активизирует творческое мышление.
Кнопки мозга. Стоя массировать одной рукой область возле пупка, а другой – углубление под ключицей. Помогает проснуться, подготавливает мозг к усвоению информации, уравновешивает вестибулярный аппарат.

Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия ментальной арифметике. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.

Как хронический стресс влияет на иммунитет (и кишечник)?

При затянувшемся стрессе ситуация меняется: происходит длительное выделение химических передатчиков сигнала в структурах мозга (гипоталамусе и гипофизе), а также выброс кортизола надпочечниками. Это вызывает подавление работы иммунной системы и нарушение функции одного из ее важных звеньев — Т-клеток (Т-лимфоцитов)3. Они выделяют меньше биологически активных веществ и в итоге происходит не только снижение иммунитета, но и нарушение моторики желудка и кишечника. Такой тип реакции сходен с теми изменениями, которые происходят при хронических инфекциях3. Также при хроническом стрессе мозг посылает постоянные сообщения органам, в том числе кишечнику, что что-то пошло не так.

Упражнение 4: веер

Исходное положение: соедините ладони вместе в молитвенном жесте, затем разведите пальцы в стороны в плоскости ладоней, продолжая прижимать одноимённые пальцы друг к другу.

  1. Для начала сплетите все пальцы, затем верните их в исходное положение.
  2. Теперь мы будем делать то же самое, но попарно одноимёнными пальцами. Сплетите указательные пальцы, поместив правый палец ближе к себе.
  3. Верните их в исходное положение.
  4. Снова сплетите указательные пальцы, поместив левый палец ближе к себе, затем верните их в исходное положение.
  5. Продолжайте таким же образом попарно сплетать средние, безымянные пальцы и мизинцы.
  6. Теперь проделайте упражнение в обратном порядке – от мизинцев к указательным пальцам.

Повторите всю эту последовательность 10 раз.

У вас начало хорошо получаться? Немного усложним упражнение:

  1. Одновременно сплетите большие пальцы и мизинцы, сначала правые пальцы спереди, затем левые.
  2. Таким же образом сплетите указательные и безымянные пальцы.
  3. Теперь большие, средние пальцы и мизинцы.
  4. И наконец, сплетите все 5 пальцев.

Повторите упражнение 10 раз.

Такие сложные движения пальцами, особенно совершаемые с большой скоростью, вызывают приток крови к мозгу и заставляют его активно работать.

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.
Оцените статью
Денис Серебряков
Глубокая стимуляция мозга: что это и зачем нужно?
Какой вес выбрать для максимальных результатов гипертрофии мышц