Так можно ли переполнить мозг знаниями?
Нельзя. Дело в том, что информация имеет свойство еще и стираться, если ей не пользоваться.
Особенно быстро информация забывается на первоначальном этапе: в первый месяц после изучения. Но и потом она все равно теряется, хоть и не так быстро. Попробуйте вспомнить, чему вас учили в шестом классе на уроках географии.
Чтобы не забыть то, что вы изучили, придется постоянно повторять пройденное. В какой-то момент это займет абсолютно все ваше время. Поэтому, кстати, нельзя учить 100 иностранных слов в день. Так что единственное ограничение связано именно с этим. Ну или придется смириться с тем, что часть изученного забудется.
Сон сильно влияет на память
Исследования показали, что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.
Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось, что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.
Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний
Оптимизируйте свой образ жизни
Фото: Facebook
Некоторые повседневные занятия значительно влияют на вашу память.
Здоровый сон
Ученые выяснили, что студенты, которые ложатся спать до 22:00, получают более высокие оценки, чем те, кто идет в кровать в полночь или еще позже.
Существует несколько теорий, объясняющих этот феномен (например, о том, что во время сна вырабатывается гормон мелатонин). Но вам не нужны все эти подробности. Просто постарайтесь ложиться спать в десять вечера, чтобы у вас было как минимум 8 часов сна.
Это очень важно. Так вы не только улучшите свою память — набравшись сил во время сна, вы будете более внимательны во время учебы
Здоровые физические нагрузки
Множество исследований подтвердило, что повседневные физические нагрузки оказывают влияние на умственные способности. Вы должны потеть каждый день. Чередуйте бег, езду на велосипеде, спортивную ходьбу или другие аэробные физические упражнения с силовой нагрузкой. Не стоит себя перегружать, но постарайтесь хорошо размяться.
Здоровое питание
Американский журнал медицины однажды опубликовал исследование, которое показало, что всего один прием жирной пищи (куриных наггетсов) снижает уровень кислорода в крови на 20%, тем самым полностью блокируя поток крови в мельчайших капиллярах. Вы же не хотите испортить свое тело вредной пищей? Тогда ешьте только цельные необработанные продукты. Употребляйте в пище цельное зерно, овощи, бобовые, орехи и фрукты. Пить лучше только воду.
Запомните: главное — это интервальные повторения
Выделяйте важное, чтобы сократить время повторения материала и не упустить главные идеи. Запишите в тетрадь подробный разбор формул
Перед экзаменом повторите все по нескольку раз. Проверяйте свои знания каждые две недели. Высыпайтесь, правильно питайтесь и не забывайте про ежедневные физические нагрузки.
Следуя этим инструкциям, вы сможете значительно улучшить свою память.
Материалы по теме:
Как проявляется старение мозга
В зрелом возрасте защитные механизмы уже не успевают исправлять сбои в нервных клетках, поэтому после 30–35 лет появляются первые признаки возрастных изменений — снижается объем оперативной памяти, которая отвечает за запоминание актуальных действий и событий. Например, человек может забыть, где оставил припаркованную машину, купить некоторые продукты из списка покупок или что делал сегодня утром.
Старение мозга означает, что у пожилых людей замедляются когнитивные процессы. Но это замедление некритическое — здоровые пожилые люди без нервных и психических болезней тоже запоминают номера телефонов, номерные знаки или место, где оставили ключи от двери, но для восстановление событий из памяти им нужно больше времени, чем молодым.
С возрастом у пожилых уменьшается объем накопленных знаний, начинают пропадать события из автобиографической памяти. При этом процедурная память, которая отвечает за хранение информации о навыках, практически не нарушается. Например, если юноша когда-то научился ездить на велосипеде или водить машину, то в пожилом возрасте он не забудет, как управлять транспортом, но может забыть, по какой дороге добирался в училище, как звали первого начальника на работе или как называется столица Германии. То же касается мышечной памяти: навыки, например, игра на музыкальном инструменте или умение танцевать, закрепляются практически до конца жизни.
У пожилых людей снижается концентрация внимания. С возрастом становится все труднее сконцентрироваться на задаче или сосредоточиться на разговоре в шумном месте. Также снижается способность к разделению внимания. Если в молодости возможно одновременно готовить ужин и внимательно слушать играющее на фоне радио, то в пожилом возрасте это сделать уже труднее — нужно больше сил, чтобы выполнять несколько дел одновременно.
Медитация
Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться
Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.
Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания
А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.
Из-за разной электропроводимости унифицированное образование неэффективно
Школьная система образования предполагает, что каждый мозг обучается одинаково. Существующая система базируется на ожидании того, что результаты обучения должны быть достигнуты к определенному возрасту.
Ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями.
Отличия между учениками могут серьёзно повлиять на работу в классе. В результате исследований обнаружилось, что около 10% учеников не могут читать в том возрасте, в котором этого от них ожидают, из-за недостаточно сформированной «проводки» мозга.
Поскольку «проводка» мозга у всех различна, способность учителя «считывать» мысли ученика становится важным инструментом. Эта способность понимать внутренние мотивы других людей и строить предположения относительно работы их мозга на основе имеющейся информации обеспечивает главный подход к пониманию внутренней жизни ученика.
Ещё по этой теме
Почему много детей в классе — лучше, чем мало?
Например, учителя могут знать, когда ученики ошибаются или когда они работают в полную силу. Тонко чувствующим учителям это даёт понимание, трансформировалось ли то, чему они обучают, в изученное. Поскольку учитель не может следить за большим количеством учеников, должны существовать определенные пределы количества обучающихся.
Система памяти у человека
Почти сорок лет назад психолог Карл Лэшли — пионер в области экспериментального исследования мозга и поведения — попытался дать ответ на вопрос о пространственной организации памяти в мозгу. Он обучал животных решению определенной задачи, а затем удалял один за другим различные участки коры головного мозга в поисках места хранения следов памяти. Однако независимо от того, какое количество корковой ткани было удалено, найти то специфическое место, где хранятся следы памяти -энграммы, — не удалось. В 1950 году Лэшли писал: «В этой серии экспериментов… не было получено никаких прямых сведений об истинной природе энграммы. Пересматривая данные о локализации следов памяти, я иногда чувствую, что необходимо сделать следующий вывод: обучение попросту невозможно».Дальнейшие исследования показали, в чем заключалась причина неудачи Лэшли: для научения и памяти важны многие области и структуры мозга помимо коры. Оказалось также, что следы памяти в коре широко разбросаны и многократно дублируются.Один из учеников Лэшли, Дональд Хебб, продолжил дело своего учителя и предложил теорию происходящих в памяти процессов, которая определила ход дальнейших исследований более чем на три десятилетия вперед. Хебб ввел понятия кратковременной и долговременной памяти. Он считал, что кратковременная память — это активный процесс ограниченной длительности, не оставляющий никаких следов, а долговременная память обусловлена структурными изменениями в нервной системе.Как полагал Хебб, эти структурные изменения могли бы вызываться повторной активацией замкнутых нейронных цепей, например путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре. Повторное возбуждение образующих такую цепь нейронов приводит к тому, что связывающие их синапсы становятся функционально эффективными. После установления таких связей эти нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение относящихся к нему нейронов будет активировать весь ансамбль. Так может осуществляться хранение информации и ее повторное извлечение под влиянием каких-либо ощущений, мыслей или эмоций, возбуждающих отдельные нейроны клеточного ансамбля. Структурные изменения, как считал Хебб, вероятно, происходят в синапсах в результате каких-то процессов роста или метаболических изменений, усиливающих воздействие каждого нейрона на следующий нейрон.В теории клеточных ансамблей особое значение придавалось тому, что след памяти — это не статическая «запись», не просто продукт изменений в структуре одной нервной клетки или молекулы мозга. Понимание памяти как процесса, включающего взаимодействие многих нейронов, вот, по-видимому, наилучший путь неврологического объяснения того, что узнали психологи о нормальной переработке информации у человека.
Развеиваем мифы о скорочтении
Несмотря на наличие доступной информации, вокруг скорочтения до сих пор ходит много споров. Кто-то считает, что это занятие для избранных, а кто-то думает, что оно может и вовсе навредить.
Ирина Пермякова, автор проекта «Развивай Мегаинтеллект», чемпионка по скорочтению в школе Александры Рудамановой, выделяет несколько популярных мифов, которые мешают обучиться технике быстрого чтения:
- «Скорочтение – поверхностное и неполное чтение»: этот миф является самым распространенным. Скорочтение – это интеллектуальная работа с текстом. Читатель сам решает, что ему нужно: поверхностное знакомство с информацией или глубокое ее изучение. Оба варианта возможны при быстром темпе прочтения текста, при этом понимание сути от скорости не ухудшается.
- «При быстром чтении мало что можно понять»: мозг думает быстрее, чем читает среднестатистический человек. Задача скорочтения – сравнять скорость восприятия текста и скорость его прочтения. Таким образом достигается понимание прочитанной информации в полном объеме.
- «Мне сложно сосредоточиться. Скорочтение мне не подойдет»: т.к. мозг думает быстрее, чем мы читаем, он начинает скучать, отвлекаться, размышлять о посторонних вещах. Как только скорость мысли будет равна скорости прочтения, времени на отвлечения не останется, а значит, концентрация достигнет максимального уровня.
- «Я плохо запоминаю тексты. Скорочтение – не моя история»: при быстром чтении текстов происходит комплексная тренировка нескольких навыков, в том числе и умения запоминать информацию. Так что, наоборот, тем, кто страдает плохой памятью, скорочтение необходимо.
- «Скорочтение дано только избранным»: конечно, есть уникальные люди, которые способны прочесть за секунду несколько страниц. Но отличным результатом будет, если человек научится читать быстрее в 3-5-10 раз своего привычного темпа. Показатели вполне реальные для каждого, т.к. соответствуют скорости обычного мышления человека. Мы все когда-то начинали читать по слогам, и нам это давалось нелегко. И только ежедневные тренировки помогли достичь такого уровня, который мы имеем сейчас. Тот же самый подход работает и в освоении скорочтения .
И еще несколько важных моментов: если вас уверяют, что научиться быстро читать можно за несколько дней – это миф. За процесс обучения данному навыку отвечают определенные структуры головного мозга и нейропсихологические факторы, которые сформировать за такой короткий промежуток времени невозможно.
Также не стоит надеяться, что, однажды освоив технику быстрого чтения, эта способность останется с вами навсегда. Любой навык требует регулярной тренировки, и скорочтение в том числе. Эффективнее будет прибегнуть к услугам тренера в этой области и пройти соответствующее обучение, ведь сейчас существует множество школ по скорочтению и развитию интеллекта.
Рекомендуем заглянуть к нам на онлайн-программу «Быстрое чтение», где вы научитесь качественно работать с информацией и закрепите умение запоминать изучаемый материал.
Многие считают, что скорочтение заключается в способности читать по диагонали. Такое чтение – один из методов ускоренной работы с текстом
Чтобы его освоить, сначала нужно выполнить основные упражнения, которые тренируют концентрацию, внимание, работу глаз, память, фиксацию взгляда, умение правильно обрабатывать и анализировать большой объем информации, и только потом приступать к диагональному чтению. Как видите, это поэтапный процесс, который подразумевает последовательное развитие интеллектуальных способностей человека и приобретение полезных навыков [А
Полищук, 2021].
«Чтение мыслей»: этическая сторона эксперимента
Исследование прошло успешно и произвело большое волнение в научной среде. По сути, это была первая попытка «чтения мыслей» или получения доселе скрытой информации, которую раньше было невозможно получить никаким методом. В связи с этим перед учеными встала этическая дилемма.
С одной стороны, открытие могло бы быть очень полезным. Оно произвело бы настоящую революцию в создании протезов, управляемых силой мысли. Это бы улучшило качество жизни людей с инвалидностью. Также можно было бы создавать компьютеры нового поколения, где больше не нужно печатать текст, достаточно специального интерфейса, который будет считывать мысли, передавать их в память устройства и выводить на экран. Изменилась бы и судебная система, преступники больше не смогли бы скрывать свои преступления.
Однако, такое нововведение могло бы привести к созданию настоящей антиутопии, подобно той, что показана в фильме Стивена Спилберга «Особое мнение», где преступников карают за еще не совершенные преступления. Кроме того, оно открывает неограниченные методы для контроля над разумом и требует новых, более совершенных способов защиты личных данных. Возникают и вопросы к точности используемых методов, их достоверности.
«Нам необходима дискуссия об этических аспектах «сканирования мозга», о тех последствиях, к которым может привести дальнейшее научное исследование в этой области, чтобы в один прекрасный день мы не удивились возможностям новых технологий. Мы должны быть готовы к самым неожиданным результатам», — заявил профессор Джон Дилан Хайнeс в интервью немецкому изданию «The Local».
Известный немецкий философ современности, Томас Метцингер, в своей книге «Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель Эго» писал, что свобода воли — не только философское и нейробиологическое понятие, но и социальное. Поэтому представление людей о том, есть ли у них свобода воли, может иметь социальные последствия.
Если представить себе общество биороботов, которым можно внушить идею о свободе воли и некоторые мысли, удобные для некой контролирующей структуры, например, необходимость говорить правду, то станет возможной «моральная агрессия», считал Метцингер. Это даст возможность одним индивидам лицемерно обвинять и угнетать других ради повышения своего социального статуса. В то же время, снижение веры в свободу воли может привести к снижению альтруизма, самоконтроля, нарастанию асоциального поведения.
«Итак, если в обществе распространится неуверенность вульгарного материализма в свободе воли, то она действительно может привести к антисоциальным тенденциям, более импульсивному и бесцеремонному поведению, которое будет все больше игнорировать негативные последствия собственных действий».
Метцингер писал, что мысли об отсутствии воли разрушительны для сознания человека, поэтому большинство людей склонны агрессивно сопротивляться этой идее, аргументируя тем, что «чувствуют себя свободными» или «это просто ужасно». Несмотря на это, большинство людей не могут отследить, как и когда именно они делают выбор, а образ «наблюдателя» является лишь иллюзией, созданной сознанием. Тем не менее, он считал свободу воли и детерминизм вполне совместимыми, а идею выбора — необходимой для целостности картины мира человека.
4. Проверяйте свои вкусовые ощущения
Не удивляйтесь – это очень полезно. Когда вы готовите, вы приносите двойную пользу своему мозгу. Приготовление пищи, как и ее поглощение, активирует участки головного мозга, которые связаны с обонянием, зрением, вкусовыми и тактильными ощущениями.
Тест: какой у Вас тип памяти?
Вдобавок ко всему прочему, используя свои чувства, вы также тренируете свою способность удерживать в памяти различную информацию (о запахе, цвете, вкусе и так далее). Кстати, ученые не раз проводили исследования, в которых испытуемым лучше удавалось удерживать в памяти несколько картинок, если демонстрация каждой из них была ассоциирована с определенным ароматом.
Предлагается следующее упражнение для мозга:
каждый раз, когда вы что-то жуете, улучите момент для того, чтобы попытаться на вкус выявить все ингредиенты того или иного блюда; попытайтесь выявить даже самый слабый и трудноуловимый аромат и вкус приправ и специй. Это упражнение наверняка не вызовет трудностей и доставит многим немало удовольствия (да еще и пользу для мозга принесет).
Мы никогда не утрачиваем жажду знаний
Автор убежден, что мы можем всю жизнь оставаться учениками. Согласно результатам исследований, некоторые области мозга взрослого человека остаются столь же пластичными, как в мозге ребенка, поэтому он способен формировать новые связи, закреплять существующие и создавать новые нейроны; этот дар позволяет нам учиться в течение всей жизни.
Большинство специалистов по возрастной психологии полагают, что потребность ребенка в знании естественна.
И если бы детям позволяли оставаться любопытными, они продолжали бы развивать свои естественные наклонности к исследованию и открытиям, пока им не исполнился бы 101 год.
Детям исследование приносит радость. Подобно наркотику, жажда познания только растёт и, следовательно, приносит и большое удовольствие, и немедленное вознаграждение. А если она поощряется родителями, то сохраняется и в школьные годы. Когда дети взрослеют, они понимают, что учение приносит не только радость, но и компетентность
Важно, чтобы ребенок чувствовал радость от получения знаний, а не только выгоду, чтобы чувство восторга не сменялось стремлением только получить хорошую оценку
Научное исследование мозга
➥ Основная статья: Изучение головного мозга
Изучением мозга человека занимается множество естественнонаучных дисциплин с целью понимания функций мозга, нейронных сетей и нервной системы. Нейробиологи в своих научных экспериментах обычно охватывают несколько направлений в области нейронауки, связанных с работой мозга и поведением.
На что направлены исследования мозга?
На данный момент есть как минимум 25 основных направлений исследований головного мозга. Одни из них изучают молекулярные и клеточные механизмы работы нервной системы. Другие изучают вклад культурных и поведенческих аспектов в формирование мозга. Научные опыты на ранних этапах онтогенеза нервной системы исследуют процессы развития нервных клеток и становление их функций. Помимо этого, исследования мозга нацелены на изучение различных неврологических расстройств и способы их лечения. Методы нейроинформатики позволяют осуществлять компьютерное моделирование патологических состояний, связанных с нарушениями работы мозга.
Почему изучение мозга важно?
Мозг человека и нервная система выполняют многие важные функции, необходимые для поддержания жизнедеятельности организма, также мозг отвечает за такие ментальные функции как мышление, память, эмоции, поведение и др. Изучение мозга человека и нервной системы помогает лучше понять, как работает организм человека. Эти знания помогают врачам находить способы профилактики и лечения заболеваний, как нервной, так и других систем. Существует более тысячи заболеваний головного мозга и нервной системы. Они варьируются от неврологической дисфункции до новообразований и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования мозга
Существует множество различных методов экспериментального исследования активности головного мозга. Они включают в себя методы, позволяющие вмешиваться непосредственно в работу самого мозга, например, воздействуя электрической, химической (а в последнее время и магнитной) стимуляцией. Исследователи также могут анализировать показатели электрической и химической активности мозга. Измерение электрической активности может проводиться с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), электрокортикографии (ЭКоГ) или микроэлектродных методов. Компьютерное сканирование мозга позволяет неинвазивно изучать структуру и мозговую активность.
Методы запоминания
Фото: Reuters
Существует два эффективных метода запоминания, которые вам пригодятся — это интервальные повторения и выделение важного
Интервальные повторения
Интервальные повторения — самый простой способ запомнить нужную информацию. Ученые называют эту технику «одним из самых выдающихся феноменов в области обучения».
Когда вы узнаете что-то новое, ваш мозг хранит эту информацию в нейронах. Затем эти нейроны соединяются с уже существующими нейронами, в которых содержится информация, которую вы уже знаете. Так возникает ассоциативная цепочка.
Но дело в том, что ваш мозг физически не способен за один день построить прочную ассоциативную связь. Поэтому если вы будете зубрить одно и то же целый день, то вы вряд ли запомните то, что учили.
Ученые выяснили, что гораздо эффективнее узнать что-то новое, и подождать как минимум один день, прежде чем повторять эту информацию. Так вы даете своему мозгу время на укрепление ассоциативных связей, чтобы он был готов к повторению материала.
Если у вас через неделю экзамен, лучше заглядывать в свои записи один раз в день в течение недели, чем 30 раз зубрить их каждые два дня. Несмотря на то, что вы будете учить материал реже, результат будет более эффективным — ведь вы используете метод, который основывается на естественной работе вашего мозга.
Выделение важного
Фото: Flickr
Выделение важного — это техника, которая помогает вам собирать всю информацию во что-то более удобоваримое. Вот как ей нужно пользоваться:
- Прочитайте все заданные главы учебника за день до занятия. Выделите только самую важную информацию в тетради, помимо той, что уже обведена рамкой, подчеркнута или выделена как-то иначе. Обычно в первом предложении параграфа заключается основная мысль.
- На лекции делайте заметки от руки. Когда нужно будет повторить материал, обязательно ими воспользуйтесь.
-
После того как прочтете весь материал, прочитайте только заголовки, первые предложения параграфов и всю информацию, которую выделил автор и вы сами. Ознакомьтесь с итогами главы — обычно в этом разделе собраны все основные идеи материала.
Большая часть ключевых идей заключена в заголовках, первых предложениях и выделенном тексте. Например, в первом предложении обычно сжато изложена основная суть, а дальше автор ее раскрывает. Если вы уже целиком прочитали эту главу, то уже примерно представляете, о чем в ней идет речь. Прочитав только первое предложение, вы вспомните все содержание. - Таким образом, вы сможете всего за пять или десять минут повторить главу, на прочтение которой у вас бы ушел целый час.
- Не забывайте каждый день заглядывать в собственные записи. Вы делали их самостоятельно, а значит вам не придется долго их читать. Интервальное повторение поможет вам хорошо их запомнить перед экзаменом.
Как запоминать формулы
Помимо интервальных повторений, тут пригодятся собственные записи. Заведите тетрадь, где подробно разберите каждую формулу с примерами
Когда вы будете учить материал, выделяя самое важное, не забудьте заглянуть в нее и изучить разбор и примеры
Просматривайте свои записи раз в несколько дней, и такие интервальные повторения помогут вам быстро вспомнить решение формулы на экзамене.
2. Тестируйте себя регулярно
Забудьте про все эти хитроумные и манящие интеллектуальные игры в телефоне и компьютере, якобы влияющие на деятельность мозга! По мнению экспертов, человечество пока не придумало ничего лучше, чем ручка и бумага для того, чтобы вернуться к старым и проверенным методам улучшения нашей памяти.
Предлагается следующее упражнение для мозга:
составьте навскидку список товаров, которые продаются в вашем продуктовом магазине; напишите перечень задач, которые вам необходимо решить в ближайшую неделю-другую; составьте любой другой список по памяти, в котором было бы больше десяти пунктов. Отложите его в сторону часа на два.
А затем постарайтесь вспомнить как можно больше пунктов из данного списка. Чем длиннее список, чем больше в нем пунктов (и чем эти пункты сложнее и заковыристее), тем напряженнее и усиленнее работает наш мозг над тем, чтобы припомнить список, который был составлен нами же всего лишь каких-нибудь пару часов тому назад.
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
Какие моменты следует учитывать при создании обучающих чтению программ? Ответ: лучшая форма – игра. Важна последовательность стадий: от буквы – к целому слову и значению. Чем лучше сфокусирован ребенок, тем эффективнее обучение, поэтому нельзя перегружать визуальное восприятие. Это касается как компьютерных программ, так и текстовых учебников. Учебники, изобилующие картинками, менее эффективны. Когда на страничке много объектов, это создает проблемы, особенно у детей с расстройствами внимания.
Велика роль родителей: чем больше с ребенком говорят, чем больше ему читают – тем лучше.Сейчас много разных курсов, так называемого раннего развития. А есть ли критический возраст, до которого научение чтению травмирует мозг? Есть дети, которые учатся читать сами в 4-5 лет, и, насколько известно, это не травматично для них. Это нормально для них, именно для них. Современный научный ответ на вопрос “когда не рано?” – “мы не знаем”. Кому-то и в 4 года нормально, а кому-то нет… Личное мнение автора этой статьи – детям надо играть и фантазировать, а чтение может подождать до 6-7 лет.
12. Разрабатывайте свою способность быстро усваивать информацию
Вы схватываете на лету, или вам часто требуется, простите за резкость, чтобы информацию кто-то изначально разжевал, а уж потом выложил на тарелочке? Если вы выбираете второе, это означает, что ваш головной мозг могут ожидать проблемы в обозримом будущем.
Дело в том, что развитие навыков быстрого усваивания информации способно значительно снизить риск наступления деменции. Данный факт нашел свое подтверждение в специальном исследовании японских ученых (ссылка на данное исследование представлена в конце статьи).
Предлагается следующее упражнение для мозга:
для того чтобы научиться быстро усваивать полученную информацию, необходимо прежде научиться ее обрабатывать в максимально короткие сроки. Существует немало упражнений и техник, которые вы можете найти и освоить самостоятельно.
Однако можно использовать простой метод усвоения информации, состоящий из пяти шагов:
— просмотрите информацию, которую необходимо усвоить (допустим, это важный документ);
— сформулируйте для себя ряд вопросов, которые относились бы к ключевым моментам данного документа);
— дайте ответы на поставленные вопросы;
— перечитайте документ более внимательно;
— изучите ответы, которые были даны, сопоставив информацию, полученную в результате беглого изучения, с информацией, полученной в результате внимательного прочтения документа.
Изначально подобный подход отнимает немало времени. Однако регулярные занятия, которые будут проводиться самостоятельно в подобном ключе, обязательно принесут свои плоды – вы начнете автоматически формулировать вопросы, отвечать на них, усваивая таким образом материал гораздо быстрее, чем раньше.
Как работает мозг на самом деле
Мозг состоит из миллионов тонких клеток, на концах которых есть набор ответвлений. Вдоль них располагаются нейроны, похожие на крошечные узелки.
Когда у человека появляется мысль, импульс, электрический заряд, проходит по клетке мозга и достигает конца нейрона. Он преобразуется в химическое вещество, называемое нейротрансмиттером, и «перепрыгивает» к следующей клетке мозга через зазор между нейронами, где снова превращается в заряд и продолжает движение.
Химическое вещество сохраняется в течение нескольких минут, что соответствует продолжительности кратковременной памяти.
Если импульс пройдет только один или два раза, зазор между нейронами исчезает и больше не будет функционировать. Но если сигнал продолжается, передача становится быстрее и быстрее с каждым разом. Пока, в конце концов, зазор физически не закроется и не станет постоянной связью.
Можно представить человеческий мозг как лес или рощу. Если пройти через лес всего однажды, тропинка очень быстро исчезнет. Но если ходить одним и тем же путем день за днем, неделю за неделей, дорожка станет видимой. Примерно так работает мозг: повторяя действие, мысль или идею, которые создали первый переход через нейронную связь, мы укрепляем ее, и она становится постоянной. У молодого человека это занимает около двух недель.
Долговременная память
Многие помнят, как учились кататься на велосипеде. На это, как правило, требуется около двух-трех недель, пока в голове образуется постоянная нейронная связь. Разучиться кататься на велосипеде невозможно именно благодаря ей.
Постоянная связь — это анатомическое изменение. В мозге создается не одно соединение, а сложная структура — энграмма. Это происходит все время: каждый день, каждую минуту. Все ощущения, которые испытывает человек, поступают в мозг, и мозг их фиксирует. Именно поэтому люди хорошо распознают образы и реагируют на них, запоминают лица.
Ложные воспоминания
Даже когда мозг просто отдыхает и ничего особенного не делает, он использует до 20 процентов всей энергии, потребляемой человеком, — это очень много. Мозг изо всех сил стремится сокращать ее и действует по принципу: меньше энергии — максимум эффективности. Для этого мозг даже изменяет память.
Например, когда ребенку было пять лет, он отправился на море с семьей. Он сидел на пляже и ел мороженое. От всех ощущений — вкус, шум волн, солнечный свет и виды вокруг — сформировался некий образ в мозге, который стал воспоминанием.
Став старше, уже подростком, он снова отправляется на море. Это будет другое место, другой пляж и мороженое с другим вкусом. Но человеческий мозг смотрит на образ, созданный им ранее, и на образ, который создается в моменте, и решает: «Окей, эти паттерны настолько похожи, что я объединю их в один». Вместо двух отдельных воспоминаний появляется «мастер-воспоминание».
В следующий раз, когда человек решит поехать на море, мозг снова скажет:
Многие воспоминания, о которых люди думают, что они настоящие, на самом деле, — мета-воспоминания, созданные мозгом для большей эффективности и меньшего потребления энергии.
Это приводит к очень интересному феномену, известному как дежавю — когда человеку кажется, что с ним уже происходило некое событие или он находится в знакомом месте, даже если он там в первый раз.
Запоминание деталей
Люди часто обнаруживают, что могут помнить вещи до определенного уровня детализации, но после этого все становится немного размытым, трудно сосредоточиться. Обычно это происходит с лицами. Мы не можем вспомнить, как выглядели наши бабушки и дедушки на самом деле, и это вызывает беспокойство.
Есть две причины, почему так происходит:
- Мозг помнит, пока считает это полезным.
Запоминание деталей прошлого для него — это трата места и вычислительной мощности.
- Мозг склонен создавать мастер-воспоминания.
Поэтому память о человеке из прошлого — это, вероятнее всего, составное воспоминание о нем в разных местах и в разное время, слитое воедино. Вместо деталей мозг предлагает архетип.
14. Не растрачивайте попусту свои умственные силы
Хорошая память – это прекрасно. Но отличная память – это, прежде всего, инструмент, а не повод для развлечений. Инструмент, которым необходимо пользоваться тогда, когда это, простите за тавтологию, необходимо! Поэтому растрачивать свои жизненные и умственные силы на мелочи, которые не имеют первостепенного значения, не только не имеет смысла, но и вредно для памяти.
Наш мозг умирает: эти 10 советов гарантируют его долгую жизнь
К примеру, вместо того, чтобы растрачивать ценнейшие ресурсы мозга на то, чтобы каждый раз вспоминать с усилием, куда вы положили ключи, имеет смысл класть их всегда в одно и то же место. Полезно вести ежедневник, куда вы будете записывать даты и время походов в парикмахерскую, к врачу, какие-то другие дежурные встречи.
Предлагается следующее упражнение для мозга:
собственно, это даже не упражнение, а самый простой совет – если у вас есть много «мелкой» информации, которую нет смысла постоянно держать в голове, заведите ежедневник. Этот блокнот придумали не для забывчивых людей, а для тех, кто ценит свое время и не готов растрачивать его по пустякам.